1. Укажи, где правда, а где ложь.
А.Имена существительные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему? и имеют окончания -ам, ям.
В.Имена существительные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем? и имеют окончания -ами, ями.
С.Имена существительные множественного числа в предложном падеже отвечают вопросы, о ком? о чём? и имеют окончания -ах, -ях.
D.У имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах пишутся одинаковые окончания.
E.У имён существительных множественного числа в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей пишется или буква а или буква я.
2. Прочитай отрывок из стихотворения С. Есенина. В каком падеже стоит выделенное имя существительное?
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Варианты ответов
A. Д. п.
B. Т. п.
C. П. п.
D.Р.п
E.В.п
3. Прочитай отрывок из стихотворения О. Дриза. В каком падеже стоят выделенные имена существительные в предложении?
Облака -
У мамы под руками.
Мы плывём,
Летим над облаками.
A. Д. п.
B. Т. п.
C. П. п.
D.В.п
E.И.п
4. Определи падеж имён существительных, стоящих в форме множественного числа.
A.Осенью иней на листьях лежит как холодный панцирь.
B.Летит по осенним дорогам холодный северный ветер.
C.Ветерок шепчет озябшим деревьям тихую сказку.
D.Так хочется летом пройтись глухими тропами до лесного озера!
E.Птицы улетели на Юг.
5. Выбери словосочетания, в которых есть имена существительные в творительном падеже множественного числа.
A. утренними росами
B. на пыльных тропинках
C. под высокими елями
D. потешным обезьянам
E. к далёким планетам
6. Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное, стоящее в дательном падеже множественного числа.
A. к далёким планетам
B. утренней росы
C. пыльной тропинке
D. о потешной обезьянке
E.далекой планете
7. Прочитай отрывок из стихотворения Л. А. Мея. Сколько в нём имён существительных, стоящих в форме предложного падежа множественного числа?
A. Потом говорили о южных
B. И северных мы берегах,
C. О том, как и люди и нравы
D. Диковинны в дальних странах.
E.Ветерок шепчет озябшим деревьям тихую сказку.
8. Найди предложение, в котором есть имена существительные множественного числа и в творительном, и в предложном падежах.
A.Под высокими соснами прячутся маленькие грибочки с блестящими маслянистыми шляпками.
B.Яркие лучи утреннего солнышка осветили верхушки высоких деревьев.
C.К обеду у всех грибников корзинки были наполнены грибами.
D.Птички летали вокруг кустов и тревожно щебетали, но не садились на его ветки.
E. Детвора азартно соревновалась в прыжках по партам.
9. У каких имён существительных множественного числа верно определён падеж?
A. Быстрые стрижи (И. п.) принесли на своих крыльях (П. п.) весну.
B. На специальной площадке обучают служебных собак (В. п.).
C. Разносчик печёнки принёс корм бездомным котам (Т. п.).
D. Света вместе с другими ребятами (Т. п.) весело бежала в школу.
E. К птенцам (Д. п.) медленно подкрадывался огромный полосатый кот.
10. Пронумеруй фразеологизмы в следующем порядке:
1 - с именем существительным множественного числа в Д. п. мн.ч.
2 - с именем существительным множественного числа в Т. п. мн.ч.
3 - с именем существительным множественного числа в П. п. мн.ч.
A. Трещать по швам.
B. Чужими руками жар загребать.
C. Ходить на задних лапках.
D. утренней росы
E. пыльной тропинке
— Я среди Частей речи самый главный. Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл! Увидел! Победил!» — этими словами знаменитый полководец выразил всё, что хотел сказать. Заметьте: три глагола, три сказуемых, и ни одного существительного!
— Скажешь тоже! — обиделось Существительное. — Я тебя лучше, потому что я — всё! Моим именем названо всё, что тебя окружает: все предметы и звери, и птицы, и люди, и даже мы с тобой — словом, всё-всё-всё! Выходит, я – главнее тебя, да и всех остальных тоже.
— О чём это Вы так жарко спорите? — спросило мимо проходящее Прилагательное.
— О том, кто из нас главнее! — ответили Глагол и Существительное.
— Почему это Вы так решили, ребята, что Вы — лучшие? Я, и только я лучшая часть речи! Я — вся красота, вся радость, все цвета, всё настроение этого мира! Без меня Вы не узнаете, каким ласковым может быть солнце, каким ярким – день, какой зелёной – трава, какой доброй – мама.
Услышав это, сбежались все части речи: и наречие, и предлог, и числительное — и начали спорить и доказывать друг другу то, что они – самые лучшие и самые важные Части речи.
— Глупенькие детки!- вдруг сказало откуда ни возьмись старый дедушка Местоимение. — Глупенькие малые детки! Все Вы одинаково важны и хороши собой! Без тебя, Имя существительное, все предметы остались бы без имени, без тебя, Глагол, невозможно было бы обозначить действие, а без тебя, Имя прилагательное, предметы, действительно, потеряли бы все краски и качества. Но каждый из Вас друг без друга выглядит сиротливо, одиноко и недосказано.
Задумались тут Части речи. А ведь правда, мало могут рассказать они о мире поодиночке и поняли, что старый дедушка Местоимение прав.
— А ты, дедушка, тоже для чего-то нужен в речи?
— Конечно, — ответило Местоимение, — я иногда заменяю Вас по необходимости, когда Вы сильно устаёте или слов Вашей Части речи становится очень много. Вот, например, такой текст:
«В углу стоял стол. На столе стояла ваза с цветами. Около стола – стул. Под столом – табуретка».
Ну, как Вам рассказ?
— Что-то много уж раз повторяется слово «стол», — заметили Части речи.
— Вот именно, в таких случаях прихожу на я, Местоимение. И текст получается другим:
«В углу стоял стол. На нём стояла ваза с цветами. Около него – стул. Под столом – табуретка».
Вот теперь, когда появилось местоимение «ОН», рассказ звучит лучше?- спросил дедушка Местоимение.
— Да, это так, — согласились Части речи.
Тогда все Части речи помирились и больше никогда не ссорились друг с другом. Ведь если поссорятся все Части речи, разве красивой и правильной будет наша речь?