1 Укажи верное(-ые) суждение(-я).
В предложении глагол обычно бывает сказуемым
Спряжение глагола — это изменение по лицам, числам и родам
Глаголы «побрить» и «выстелить» относятся ко 2 спряжению, так как оканчиваются на -ить
2 Укажи верное(-ые) суждение(-я).
В предложении глагол обычно бывает сказуемым
Спряжение глагола — это изменение по лицам, числам и родам
Глаголы «побрить» и «выстелить» относятся ко 2 спряжению, так как оканчиваются на -ить
3 Укажи строчку, в которой есть разноспрягаемый глагол. Выпиши его.
Любить, расцветать, чувствовать, дышать
Прясть, бегать, интересоваться, звонить
Забежать, любоваться, печь, любить
4 Выпиши из предложений глаголы, определи, переходными или непереходными они являются.
Пример:
«Костёр горит ярким огнём».
Глагол горит — непереходный.
«Пчела опыляет цветок».
Глагол опыляет — переходный.
1. Каждая жемчужина бабушкиного ожерелья излучает холодный лунный свет.
Глагол
— .
2. Я знал его многие годы.
Глагол
— .
5 Укажи строчку(-и), в которой(-ых) все глаголы стоят в изъявительном наклонении.
Отредактировали, по приземлятся, испекли, выйдем
Вынести, использовали, по решили бы, начертят
Треснули, рассказывают, пишут, угощу, называет
6 Выпиши из предложений глаголы в условном наклонении (Частицу ставь после глагола). Запиши неопределённую форму, от которой они образованы.
Пример:
«Я сравнил бы их тёмные души
С циферблатами древних часов» (Н. Заболоцкий).
Сравнил бы — сравнить.
Мы поехали бы в Петербург, но, к сожалению, у нас в это время экзамены.
Глагол в условном наклонении -
Неопределённая форма -
Я бы тебе, да у меня руки заняты.
Глагол в условном наклонении -
Неопределённая форма -
7 Выпиши из предложений глаголы в изъявительном наклонении. Укажи их вид и время.
Пример:
«Скоро зацветёт душистая черёмуха».
Зацветёт — сов. в., буд. вр.
Заря лениво догорает на небе алой полосой (С. Надсон).
— , .
Буду до ночной звезды лодку мастерить себе... (Н. Рубцов)
— , .
8 Замени в предложениях сочетания «глагол + себя» возвратными глаголами (где это возможно). Где это невозможно, перепиши предложение без изменений.
(Порядок слов в предложениях не меняй! Точку в конце предложения можно не ставить, она уже есть.)
Пример:
по утрам я причёсываю себя сама. — По утрам я причёсываюсь сама.
Костик посмотрел в зеркало и решил побрить себя. —
.
Ваня — уже большой мальчик: по утрам умывает себя сам. —
.
9 Замени в предложениях сочетания «глагол + себя» возвратными глаголами (где это возможно). Где это невозможно, перепиши предложение без изменений.
(Порядок слов в предложениях не меняй! Точку в конце предложения можно не ставить, она уже есть.)
Пример:
по утрам я причёсываю себя сама. — По утрам я причёсываюсь сама.
Костик посмотрел в зеркало и решил побрить себя. —
.
Ваня — уже большой мальчик: по утрам умывает себя сам глаголы.
Н.ф. вырасти выполоть
Я
Ты
Он (она, оно)
Мы
Вы
Они НУЖНО
1. [Справа он видел большую поляну], (на которой стоял кряжистый дуб).
которой союзное слово, обстоятельство места)
2.[ Там, (откуда я родом), моя фамилия встречается очень часто].
откуда - союзное слово, обстоятельство места
3.[Воздух был свеж], (хотя солнце только что село).
Хотя - союз
4.(Если жизнь тебя обманет), [не печалься].
если - союз
5.[В доме, (куда мы случайно попали), шел ремонт].
куда -союзное слово, обстоятельство места
Упр. 9 (подлежащие подчеркнуты, сказуемые - жирный шрифт)
А) Он не знает, достанется ли ему лучшая доля. Она следила за нами, точно хотела узнать, что мы намерены делать. Чего я жду , не знаю сам.
Он спросил, не будет ли приказаний, и исчез. Я не могу сказать, нравилось ли нам ходить босиком.(предложения с косвенным вопросом 1,4,5)
Б) Я лежал на кровати, слушая, как барабанит дождь. Утром, еще солнце не успело подняться, мы покинули поселок. Наученный горьким опытом, я понял, что тропа эта зверовая, и свернул с нее. Тропинка поднимается в скалы, где смотрятся в небо красные сосны, и падает в моховые болота.Я
взбежал по лестнице,которая вела в светлицу, и вошёл в комнату.(
предлож. с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию - 1,3,)
В) Дрожащим голосом она объявила, что ужинать ей не хочется, и стала прощаться с родителями. Он вовремя успевает наклонить голову, чтобы не разбить ее о перекладину , и вихрем влетает на черный двор.Она сделала мне знак рукой , чтобы я подождал, и вышла. Я смотрю вдаль, где видны силуэты судов, и вижу миллионы огней. Он смотрел в окошко и , когда коляска уехала , обратился к жене с восклицанием. Я не знал,куда ступить, и в незнакомой толпе остался совершенно один.
Упр.11. Я открыл глаза тогда, (когда?) когда услышал, (что?) что до берега недалеко. Я всегда знал, (что?) что он ветреный человек, (какой?) на которого нельзя надеяться. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (почему?) потому что чувствует, (что?) что готова расплакаться. Послы сказали, (что?) что возьмут с условием, (каким?) если и он примет ответный подарок.
Упр.12.
Я полагаю, (что все короли хотят), (чтобы мы приняли турецкую веру).
За нами долго следила японская джонка, (чтобы посмотреть), (куда мы направимся).
Нехорошо, (что у вас все больные такой крепкий табак курят), (что всегда расчихаешься), (когда войдешь).
Вы думали, (что я буду смиренно слушать дерзости),( потому что у меня нет денег), (которые бы я мог бросить на стол).
Я забыл сказать, (что губернатор ужасно обрадовался), (когда объявили ему), (что мы уходим),
Упр. 13
[Индюшка любила жаловаться, (когда?)(когда была голодна), и требовала], (чего?) (чтобы индюк ее жалел).
[Зато, (чтоб утешить меня), он приказал (с какой целью? зачем?) ему верхом объехать поле и взял (зачем? с какой целью?) меня с собою], (чтобы при мне поймать зайца).
[Я желал вырвать его из среды злодеев, (каких?) (какими он предводительствовал), и его голову], (когда? в течение какого времени?)(пока еще было время).
[Чичиков заметил, (что?) (что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю), и потому вздохнул тут же и сказал], (что?) что соболезнует.
1. Хорошо учит говорить тот, кто умеет хорошо слушать.
2. Нужно читать и уважать те книги, которые заставляют задуматься о правильности своих взглядов и убеждений.
3. Книга жизне лишь тогда, когда в ней излагается только важная, несущая смысловую нагрузку информация.
4. Люди перестают мыслить, когда перестают расширять круг своих интересов и объем своих знаний.
5. Искусство заключается в том, чтобы вызывать у зрителя чувства и наполнять его жизнь эмоциями.
Средства связи
1. союзное слово кто
2. союзное слово которые
3. подчинительный союз когда
4. подчинительный союз когда
5. подчинительный союз чтобы