1. Укажите грамматическую основу, вставьте пропущенные знаки препинания, укажите союзы и тип предложения.
Время обдумало сдуло все лишнее.
Он полез в нагрудный карман гимнастёрки где в плоской коробочке лежал шприц.
Лес и горы слились все окуталось густым туманом.
Я шагал за счастливою долей беспокойным искателем стал.
Ты жил я также мог бы жить.
2. Вставьте в БСП пропущенные знаки препинания, обоснуйте, указав значение и замещающий союз.
Мне попалась какая-то дорожка заросшая бурьяном я отправился по ней внимательно поглядывая вперед.
Река вышла из берегов залило прибрежные посевы.
Сокол не мог летать правое крыло у него было сломано.
В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике быть дождю.
Я был угрюм другие дети веселы и болтливы.
Я понимал выручить нас может только случайность.
Вы улыбнётесь мне отрада.
3. Подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки. Постройте схему предложения.
Вообрази я здесь одна никто меня не понимает.
4. Произведите синтаксический разбор предложения.
Люди знали где-то идёт война.
Задание №2
Прочитайте текст и выполните задания.
1.Определите основную мысль текста и озаглавьте.
2. Определите тип текста.
3. Определите стиль текста.
4.Найдите в тексте 1-2 предложения с вводными словами разные по значению.
Имена двух славных дочерей казахского народа, бесспорно, вошли золотой летописью в историю Великой Отечественной войны.
Алия Молдагулова стала первой женщиной – казашкой, которая получила звание Героя Советского Союза, посмертно. Она повела в атаку свой батальон. Даже будучи смертельно раненой, Алия убила из автомата офицера, ранившего ее.
Маншук Маметовой было двадцать один, когда она совершила свой бесстрашный подвиг. Она осталась со всем одна, враги наступали, но, имея только три пулемета, несколько часов Маншук сдерживала яростные атаки противника. Султан Биржанович Баймагамбетов - защитник Ленинграда. Он совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота, повторив бессмертный подвиг А. Матросова.
Не забыть и подвиги бойцов той же дивизии Толегена Тохтарова, доблестного автоматчика, за один бой уничтожившего 150 фашистов, и Малика Габдуллина, который за один день пять раз отбивал атаки немцев у села Бородино.
К сожалению,все они погибли, всем им было присвоено звание Героев Советского Союза посмертно.
Задание №4
Напишите эссе-рассуждение на тему «Что нужно делать, чтобы не было войны».(120-150слов). Используйте 2-3 предложения, осложненные обособленным определением или обстоятельством.
2.Н и НН в суффиксах причастий:жаренный на масле,рискованный, запутанный,брошенная, раненый(искл.)
3.Суффиксы ЕМ(ом),ИМ:видИмый(2 спр.),ведОмый(1 спр.). поднимаЕМый(1 спр.)
страдательные причастия времени(А и Я перед н) смешАнный(смешАть),потерЯнный(потерЯть)
4.Правописание действительных причастий настоящего времени:1 спр.-зов-ущ-ий, бре-ют–бре-ющ-ий; II спряжение: стуч-ат–стуч-ащ-ий, говор-ят -– говор-ящ-ий.
-Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные и поэтому написание гласных в окончаниях проверяется по вопросам (будущее время-какое время времени - какого времени).
-Правописание гласных в суффиксах причастий: в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение гласные совпадают с гласными личных окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа (читают-читающий,говорят-говорящий, рисуют-рисующий);
в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение гласные совпадают с гласными личных окончаний глаголов в форме 3-го лица единственного числа (читает-читаемый, строит-строимый);
-Правописание гласных в причастиях времени зависит конечной гласной основы инфинитива времени) глагола, от которого образовано данное причастие: в действительных причастиях (написать -написавший, рассказать – рассказавший);
в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е; прочитать –прочитанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный; гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и или на согласнуюрешить – решенный; построить – построенный, застрелить – застреленный.
- Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:
-Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:
если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида (красить – крашеная стена; косить – кошеное поле )во фразеологизмах: посажёный отец, названый брат в отглагольном прилагательном: приданое невесты;-НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:
если есть приставка (кроме не-). решить– решенные задания, написать – написанный портрет. Приставка не- на написание н и нн не влияет; некошеный луг – нескошенный клевер; некрашеная стена – непокрашенныйая стена. -если есть зависимое слово: крашенная [когда?] в пятницу стена; писанный [чем?] масляными красками портрет.если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса(организовать-организованный)
Исключения: кованый, жёваный.