1. Укажите предложение с изъяснительным подчинительным союзом. 1) Сегодня по телевидению сообщили, что в некоторых регионах страны ожидаются сильные метели.
2) Не могло быть так, как было раньше.
3) Она приедет тогда, когда сможет.
4) Я не сделал задание, потому что не понял тему.
5) Наука любит трудолюбивых, так как труд – это талант.
2. Укажите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным подчинительным союзом.
1) Когда папа был маленький и учился в школе, он один раз разговаривал с поэтом Маяковским.
2) Все узнали, что в третьем классе учится поэт.
3) Папа до сих пор не знает, что они хотели этим сказать.
4) Погода, которая стояла всю зиму, совсем нас не порадовала.
5) Я так хочу, чтобы лето не кончалось!
3. Определите разряд обстоятельственного союза в предложении 3.
(1) Художники, которые писали иконы, не подписывали свои работы, поэтому мы знаем очень мало имён иконописцев. (2) Самые знаменитые из них – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Дионисий. (3) Феофана прозвали Греком, потому что его родиной была не Русь, а Византия. (4) Феофан писал иконы и фрески. (5) Работать приходилось очень быстро, пока краска не высохла. (6) Изображения на стенах делались темперными красками и жили очень долго – мы и сейчас видим их в церквях. (7) Искусствоведы говорят, что Феофан расписал много храмов, но в наше время стоит только один из них: церковь Преображения в Новгороде. (8) Иконы Феофана Грека можно посмотреть в Москве: ими художник украсил иконостас Благовещенского собора.
1) времени
2) цели
3) условия
4) уступки
5) причины
6) следствия
7) сравнения
4. Определите разряд обстоятельственного союза в предложении 5.
(1) Художники, которые писали иконы, не подписывали свои работы, поэтому мы знаем очень мало имён иконописцев. (2) Самые знаменитые из них – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Дионисий. (3) Феофана прозвали Греком, потому что его родиной была не Русь, а Византия. (4) Феофан писал иконы и фрески. (5) Работать приходилось очень быстро, пока краска не высохла. (6) Изображения на стенах делались темперными красками и жили очень долго – мы и сейчас видим их в церквях. (7) Искусствоведы говорят, что Феофан расписал много храмов, но в наше время стоит только один из них: церковь Преображения в Новгороде. (8) Иконы Феофана Грека можно посмотреть в Москве: ими художник украсил иконостас Благовещенского собора.
1) времени
2) цели
3) условия
4) уступки
5) причины
6) следствия
7) сравнения
5. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Капельки росы срывались и, радужно сверкая, падали на землю.
2) Если ветер стряхивал капельки росы, они, радужно сверкая, падали на землю.
3) Когда ветер стряхивал капельки росы, они падали на землю, радужно сверкая.
4) В отдалении ещё толпились тяжёлые громады гор, но над нашими головами уже виднелось тёмно-синее небо.
5) В лесных чащобах ещё синел нетронутый снег, который обычно задерживается в наших краях до начала июня.
6. Укажите сложноподчинённое предложение.
1) Соловей весенней ночью на черёмухе поёт, и лучше этой музыки ничего нет.
2) Когда-то тётя Таша служила кастеляншей в этом институте, и все здесь знают её отлично.
3) Надя машинально одёргивает на себе пелеринку и отправляется в приёмный зал.
4) Ведь я столько сил и здоровья потеряла, заботясь и дённо и нощно о казённом добре.
5) Смотрите только, чтобы беды изо всего этого не вышло, сестрица.
7. Укажите предложение, в котором сочинительный союз служит для связи однородных членов предложения.
1) И сама Наточка глядит сюда.
2) Надя вздрагивает от восторга и неожиданности и долго смотрит на высокого, тонкого юношу, появившегося на пороге приёмной.
3) Дом небольшой, но в нём очень уютно.
4) Густая краска румянца заливает теперь лицо Нади, и тётя Таша тоже весьма смущена.
5) Вчера опять получила двойку с минусом, а ведь она уже оставалась на второй год.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Он глуп, жаден и хитёр.
2) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт.
3) Гринёв долго не мог мириться с тем что Маша осталась в мятежной слободе.
4) И фиолетовые, и красные, и сине-жёлтые, и зеленоватые сыроежки были рассыпаны по поляне.
5) Сразу же нужно оговориться, что ядовитых сыроежек в прямом понимании этого слова не бывает.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Я получил два письма ваших и жадно прочёл их.
2) Босой странник пришёл в одну деревню, и добрые люди обогрели и накормили его.
3) Дома казались грязными и тёмными и лица прохожих были зелены.
4) Он сел в кресла, опустив голову, и забылся.
5) Милая бабушка, я сейчас только приехал в Ставрополь и пишу Вам.
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Он был храбр, говорил мало но резко.
2) Когда он явился в цепь, там была уж сильная перестрелка.
3) Её сердце билось, а руки были холодны.
4) В темноте ничего нельзя было разобрать, однако я из осторожности обошёл дом.
5) Рассудок уж ничего не говорит, а говорят большей частью язык, глаза и сердце.
Зарубежка
Сочинения по литературе
Сочинения на свободную тему
Сочинения на лингвистическую тему
Сочинение «Мой любимый урок - литература»
Вариант 1
В школе мы изучаем много предметов, которые дают нам информацию о разных явлениях в мире. На уроках мы узнаем много нового. Некоторые предметы мне нравятся больше, некоторые меньше. Во многом из-за того, насколько интересно проходят уроки.
Мой любимый урок – литература, и русская, и зарубежная. Что мне особенно нравится, это то, что он будто переносит нас в другое время и другую культуру. Перед нами возникают фигуры писателей и поэтов веков, на страницах их произведений мы видим жизнь и характеры людей, которые жили когда-то до нас. Именно в литературных произведениях вымышленные герои предстают перед нами, как живые, наполненные своими мыслями, чувствами. Вместе с ними мы переживаем захватывающие, а часто и трагические, события, словно становясь частью истории.
Мне нравится, когда на уроке литературы мы узнаем о жизни самого писателя или поэта, про те события, которые подтолкнули его к написанию произведения. Кроме этого мне нравится чтение по ролям и составление характеристик героев. Я люблю заучивать красивые стихотворения о природе или людях. Они будто передают мне те чувства, что испытывали поэты, когда создавали их.
Уроки литературы не только познавательны, они также развивают умение правильно и красиво говорить, сопереживать героям, а также открывают перед нами удивительный мир событий, в которых мы бы иначе не побывали, и людей, которых бы по-другому и не встретили.
Вариант 2
Среди всех предметов, что мы изучаем в школе, я больше всего люблю уроки литературы. С раннего детства мне очень нравится читать разные книги. Они – будто параллельная вселенная интереснейших людей и событий. А помимо этого литература тесно связана с реальной жизнью и освещает различные ее аспекты. Великие писатели и поэты в своих произведениях поднимают важные проблемы человека и общества, пытаются ответить на философские вопросы любви, справедливости, добра.
Для меня урок литературы – это не просто знакомство с творчеством очередного писателя. Это еще и будто личное знакомство с ним самим. Как сказано в Библии, «дерево познается по его плодам». Так и человека, который нашел себя в литературе, ближе всего можно узнать по плодам его творчества. Часто писатели и поэты наделяют собственными чертами характера, мыслями, чувствами и желаниями героев своих произведений.
Кроме этого, урок литературы раскрывает перед нами то, как и в каких условиях рождалось то или иное произведение, что подтолкнуло к его созданию. Изучение композиции и художественных средств понять, как произведение обрело свою форму. Можно учиться у великих мастеров изяществу речи и созданию образов, для того чтобы однажды, возможно, написать свою книгу.
Хоть для того, чтобы подготовиться к уроку литературы, приходится потратить много времени, однако для меня это вовсе не проблема, так как чтение – мой самый любимый проводить время. И готовясь к уроку, я скорее отдыхаю, чем тяжело работаю. И, по-моему, это очень хорошо, потому что всегда получается лучше, когда делаешь то, что тебя нравится.