1. Укажите предложение, в котором имеются обособленные члены предложения со
значением сравнения. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сколько раз на своем веку бывал Хайретдин в лесу но всякий раз будто вступал под его
зеленый тенистый навес впервые и дивился всему как малый ребенок.
2) Она судорожно глотнула воздух и обвела взглядом чудом преобразившийся дом.
3) Стертые до красноты опухшие от долгой стирки руки дрожали и горели огнем.
4) Оглянувшись по сторонам Хайретдин вынул тяжелый камень покатал на ладони.
2. В каких предложениях определение выражено причастным оборотом?
1) В это мгновение и пришла к нему счастливая, бросившая его в радостный озноб мысль
— а что, если это самородок?
2) Убежав от Хуппинисы, ребятишки снова собрались вместе.
3) Накышев посмотрел на Сабитова, на жалкое его красное, испуганное лицо.
4) Он наткнулся на густые кусты смородины, усыпанные еще не созревшими ягодами, на-
бил ими полный рот и долго жевал, морщась и даже весь передергиваясь от терпкого ос-
трого сока.
3. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Мальчик опустил голову уже понимая что отца ему не уговорить.
2) Гости не вставая вымыли руки подогретой водой вытерли полотенцем и расселись по-
удобнее.
3) Напоив телят Гайзулла выгнал их на травянистый пригорок постреливая как заправ-
ский пастух кнутом сбивая стадо в кучу.
4) Он и не подумал собирать телят а бросился напрямик через чащобу спотыкаясь и па-
дая не чувствуя как хлещут по лицу ветви как сбиваются в кровь босые ноги.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Гайзулла от поляны свернул по тропинке к оврагу(1)кинулся в его прохладу (2)и(3)прислу-
шиваясь к пробивающемуся сквозь шелест листвы плеску воды(4) скоро выбрел к речке.
5 Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных
членов предложения.
1) Перегороженная досками речонка бросилась к отвалам, подмывая их снизу и унося с
собой глину.
2) Смолкли птицы, лес насупился, испуганными тенями заметались среди деревьев ле-
тучие мыши, тонко и нудно заныли комары.
3) С далекой поляны сквозь устоявшуюся вечернюю тишину доносились неразборчивые
крики.
4) Старатели рассмеялись собравшиеся кругом6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое
слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.
Весь сжигаемый злобой, он вошел во двор, ходил из одного конца в другой и все никак не
мог успокоиться, прийти в себя.
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Без невесты, однако, долго не усидел на свадьбе и жених — Хажисултан-бай.
8. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленное определение.
Но почему камень такой тяжелый, как костяная бабка, налитая свинцом?
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Туман рассеивался долго,(1)поднимаясь от земли полупрозрачными клочьями и медленно
всплывая вверх,(2) к вершинам сосен. Внизу,(3) в лощине он растекался голубоватым мо-
локом,(4) из него торчали лишь ветки кустарника,(5) а травы вовсе не было видно.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Сильный порыв ветра отбрасывал дым костра то в одну,(1) то в другую сторону,(2)и,
(3)не успев вовремя отступить,(4)Аптрахим вдруг почувствовал,(5) как что-то больно
кольнуло его в глаз.
Работая над изложениями по произведениям художественной литературы, запоминая речь людей, великолепно владеющих русским языком, вы научитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать.
В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности.
Изложения учат запоминать. Учёными доказано: если текст специально не заучивать, он удерживается в памяти примерно десять секунд. Что же делать, если информация «стирается» так быстро? Чтобы содержание текста запомнилось и стало понятным, текст нужно проанализировать. Именно это мы и учимся делать, когда пишем изложения. Изложения активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.
>Изложения с творческим заданием не менее ценны чем сочинения, и к тому же они в обучении сочинению. Творческое задание написать продолжение или начало к предложенному тексту, по существу, является заданием написать маленькое сочинение на заданную тему.
Повест., невоскл., сост. из двух частей. 1ое простое предложение "С земли еще не сошел снег; 2ое простое пред. "В душу уже просится весна. => Предложение сложное)
2) Неяркая вешняя молния сиганула в теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
Повест., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из двух частей. 1. Двусост., распр. Основа : молния сиганула ( - = ). Определения : неяркая, теплую, вешняя ( ~ ) . Дополнение: мглу (). 2 . Двусост., распр., осложнено однород. обстоятельствами. Основа : гром прокатился ( -=). Определения : первый трескучий ( ~ ) Обстоятельства : над миром (-.-.-), чисто и смело (-.-.- и -.-.-.) .