1. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой: а) Родина! Я вижу ее необъятные поля волнующиеся урожаем.
б) Обширна и многообразна родившая нас страна, неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы.
в) Широки знойные степи, непроходима сибирская тайга раскинувшаяся океаном, многолюдны города разбросанные в нашей стране.
г) На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну, просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
2. Чем является в предложении причастный оборот?
а) подлежащим, б) определением, в) дополнением.
3. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Начатый разговор, слишком рано прерванный, не возобновился.
б) Кое-где на волнах плавно покачивались сверкающие на солнце льдины.
в) Из недавно проснувшихся долин, веяло душистой свежестью.
г) Небольшой деревянный домик, выкрашенный розовой краской, стоял посреди сада.
4. Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми:
а) У берега заросшего осокою я слушал журчание воды.
б) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.
в) Отряд построили на опушке леса подступавшего к школьному участку.
г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути.
5. Найдите определение причастного оборота.
а) два и более причастий в предложении,
б) причастие с зависимыми словами,
в) причастие с определяемым словом.
6. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.
За их домом находился довольно большой сад (1) оканчивающийся рощицей (2) давно заброшенной (3) и сильно заросшей.
а) 1, б) 1,2, в) 2.
7. Указать словосочетания с действительными причастиями:
1. смеющийся мальчик
2. отапливаемый дом
3. бушевавший ураган
4. нарисованная картина
5. крадущийся лев
8. Указать словосочетания со страдательными причастиями:
1. цветы, собранные в букет
2. школа, отремонтированная за лето
3. художник, нарисовавший картину
4. ребята, отправившиеся в поход
5. варежки, связанные бабушкой
9. Найти предложения с причастным оборотом:
А. Гневное бурное море раскачивает корабль.
Б. Листья пальм, колеблемые береговым ветром, мирно покачивались.
В. Черное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды.
Г. Сквозь уже обнаженные сучья деревьев белеет неподвижное небо.
10. Указать словосочетания с действительными причастиями:
1. играющий ребенок
2. объясняющий учитель
3. посаженное дерево
4. посланное письмо
5. закрывающий книгу
11. Указать словосочетания со страдательными причастиями:
1. ночь, наступившая внезапно
2. разбитое кем-то стекло
3. трава, омытая дождем
4. дети, посадившие деревья
5. цветы, сорванные с клумбы
12. Найти предложения с причастным оборотом:
А. Струя пены, отбрасываемая кормой корабля через океан белой чертой.
Б. Желающее показать свою силу море поднимает громады волн всё выше.
В. Море гладко выковано из синего металла.
Г. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.
13. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:
1. петь- поющий
2. махать- машущий
3. гнать- гонющий
4. колоть- колющий
14. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:
1. доставле….ое письмо, разброса….вещи
2. подаре….ая кукла, мощё….ая дорога
3. крупные солё….ые огурцы, прочита….ая книга
4. нетопле….ый дом, печё….ая картошка
15. В каком ряду все слова пишутся с «н»:
1. проведё….ое расследование, осуждё….ый преступник
2. жаре….ые грибы, лома….ая линия
3. ненаписа….ое письмо, нарисова….ый эскиз
4. задума….ое число, изгна….ый враг
16. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:
1. изучать- изучаемый
2. отвлекать- отвлекаемый
3. повторять- повторяемый
4. слышать- слышемый
17. В образовании какого действительного причастия времени допущена ошибка:
1. увидевший
2. услышевший
3. устроивший
4. добавивший
18. В каком ряду все слова пишутся с «н»:
1. груже….ые кирпичом вагоны, засоле….ые огурцы
2. порва…ое платье, кипяче….ое молоко
3. рва….ое платье, жаре….ая картошка
4. разукраше….ая ёлка, каше….ая капуста
19. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:
1. зажаре….ый гусь, кова….ый сундук
2. ране….ый боец, нарисова….ый жук
3. вяза….ый бабушкой шарф, мощё….ая булыжником дорога
4. незва….ый гость, смышле….ый мальчик
20. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.
Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.
Наш русский язык, более всех новых, может быть приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь