1. Укажите слово с метафорическим лексическим значением: а) безболезненное решение проблемы; в) безнадежная ситуация;
б) безжалостная судьба; г) бессменный руководитель.
2. Укажите слово с метонимическим лексическим значением
а) конференция пройдет заочно; в) контроль деятельности;
б) проезд закрыт; г) завод бастует.
3. Определите лексическое значение слова «мансарда».
a) жилое помещение на чердаке под скатом высокой крыши;
б) дом во дворе здания;
в) летняя открытая пристройка к дому;
г) пристройка сбоку главного здания.
4. Выделенные слова в словосочетаниях «французские духи - духи леса» относятся к:
а) полным омонимам; в) омофонам;
б) омоформам; г) омографам.
5. Синонимы «прадед - пращур» являются
а) абсолютными; в) стилистическими;
б) понятийными; г) семантико-стилистическими.
6. Определите, чем являются данные пары словосочетаний соответственно:
1) как кошка с собакой – душа в душу
2) практическое задание – практичный цвет.
a) антонимы и паронимы; в) синонимы и паронимы;
б) антонимы и омонимы; г) синонимы и омонимы.
7. В каком ряду все слова являются старославянизмами?
а) превратности, бремя, сладкий, мощный;
б) кровля, грань, небеса, надежда;
в) выращен, бранный, рабство, богоданный;
г) драгоценный, честолюбие, единение, юный.
8. В каком ряду (рядах) все слова являются заимствованными?
а) сфера, гильотина, ванна, манник; в) геолог, евро, эгоизм, имидж;
б) пункт, рассол, асфальт, георгин; г) колье, медальон, желе, ананас.
9. В какой фразе(фразах) есть слова-историзмы?
а) Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали;
б) Уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, все промелькнули перед нами, все побывали тут;
в) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей…;
г) И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!
10. Выделенное слово во фразе «Вам не видать таких сражений! Носились знамена как тени, в дыму огонь блестел…» (М.Ю. Лермонтов) является:
a) архаизмом; в) неологизмом;
б) варваризмом; г) общеупотребительным словом.
У нас в доме живет настоящий персидский кот Пушок. Мама принесла его домой ещё котёнком. Он стал всеобщим любимцем. Ему всё позволялось, и поэтому Пушок чувствовал себя хозяином в доме. Он просыпался раньше всех, запрыгивал на кровать к родителям и будил их, прикасаясь лапкой к лицу. Коготки при этом он не выпускал.
Наш Пушок — настоящий проказник. Когда он разыграется, то бегает по комнате, а потом карабкается по шторе почти к потолку и висит на ней, раскачиваясь.
Иногда Пушок может поточить когтики об наш парадный диван. Поэтому, родители научились исправлять его шалости. С моей они делают мебель для дома своими руками . Она намного практичнее и надежнее магазинной. По такой, домашней мебели, котенок может лазать хоть каждый день.
А еще нравится Пушку сидеть перед аквариумом, наблюдать за рыбками, а потом вдруг залезть лапой в аквариум, чтобы поймать рыбку. Больше всего на свете Пушок любит рыбу. Он ни за что не уйдет из кухни, если там жарится рыба. Пушок знает, что мама держит рыбу в холодильнике, поэтому иногда пытается открыть его лапой.
Наш Пушок любит смотреть телевизор. Усядется перед ним, глядит на экран, а потом как вскочит, подбежит к экрану и ударит лапой, пытаясь поймать изображение.
Однажды кот разбил любимую папину чашку. Папа часто ругает Пушка, потому что он запрыгивает на папин письменный стол, разбрасывает все ручки и карандаши, делает беспорядок в бумагах. Наверное, кот думает, что там живут мыши.
Я люблю наблюдать за проделками моего кота.
Заявление (о чем?) о свадьбе( пр.п.) , участие (кого?) защитника ( род.п.).
Привет (кому?) братУ, сестрЕ, товарищУ, ( дат. падеж)
Радовался (чему?) веснЕ , празднику ( дат.п.)
Писать (чем?) пером , мелОМ ,карандашОм ( тв.п.)
Рассказывать (о ком?) лисЕ совЕ, ёжЕ ( предлож.п.)
Урожай ( чего ?) овса , пшеницы ( род.п.)
Рассказ (кого?) ветеранА , гостЯ -( род.п.)
2.Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Пример: Доберусь до дороги( дат.п), пришёл к дому ( дат.п.)
Добежать ДО реки ( род.п.), подъехал К заводу ( дат.п.) , летел НАД полем ( тв.п.), читал О животных( пр.п.) , смотрел НА картину( вин.п.) , нашёл В портфелЕ (пр.п.) , поставил НА полку ( вин.п.), ушёл ЗА другом (тв.п.), увидел ПОД кроватью ( тв.п.) , поздравление ОТ мамы (род.п.), поскакал ПО дороге ( дат.п.) .
3.Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.
Работает в бригадЕ ( пр.п.), заподозрил в изменЕ ( пр.п.), сшила для куколкИ ( род.п.) , подготовился к работЕ ( дат.п.), сделал для букашкИ ( род.п.), остался без клюшкИ ( род.п) , стоял около аптекИ ( род.п.) , сделал из щепкИ ( род.п.), лежат в книгЕ ( пр.п.) , направился к остановкЕ ( дат.п.), ел без вилкИ ( род.п.) , пробежал по травинкЕ ( дат.п.) , отказался от повязкИ ( род.п.), застряла в бочкЕ ( пр.п.) .