1. Укажите сложное предложение с различными видами связи: бессоюзием и подчинением.
а) Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые.
6) Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты сам не заставишь себя учиться.
в) Побелели земля и крыша, а деревья стояли, как кружевные: все веточки облепило снегом. ( )
2. Укажите предложение, соответствующее схеме.
[... (где)...], (что..., (где...)).
а) Куст весь покрыт мелкими розовыми цветочками и гудит, бабочки порхают, пчёлы стреляют во все стороны, жужжат жуки, басят шмели.
б) Серый сумрак рассвета стоял над ним, и нечто беспредельно серое, огромное, кипящее уходило в высоту, двигалось гигантскими дымными глыбами, а он не мог повернуть голову, чтобы полностью увидеть это серое, непонятное, огромное...
в) Серпилин, слушая тишину здесь, где в ожидании наступления стояла его дивизия, хорошо представлял себе, что такое эта сегодняшняя ночь там, где теперь идёт главная война,— на юге, в голых степях на пути к Ростову, или на юго-западе, тоже в степях, или на Воронежском фронте.
г) Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил; вот чтобы решить, что именно надо сделать, нужна действительно огромная сила. ( )
3. Укажите схему предложения.
Ему повезло: где-то на чердаке он откопал сундук с русскими книгами, и среди всего оказалось полное собрание сочинений Толстого.
а) [ ], и [ ], ( ), ( ).
б) [ ]: [ ], и [ ].
в) [ ], (где), [ ].
г) [ ]: [ 2 ] [ 3 ]. ( )
4. Укажите предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить точку с запятой.
а) Там, где в берег плещется волна, не шутя берёза загрустила (?) загрустив, заплакала она, ветки долу низко опустила.
б) матери казалось, что с течением времени сын говорит всё меньше (?) и в то же время она замечала, что порою он употреблял какие-то новые слова, непонятные ей, и привычные для неё грубые и резкие выражения выпадают из его речи.
в) Предметы, которые окружали нас, потеряли свою форму (?) всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. ( )
5. Укажите ошибку в постановке знака препинания.
Как плавающий в небе ястреб (1), давши много кругов сильными крылами (2), вдруг останавливается (3), распластанный среди воздуха на одном месте (4), и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела (5) — так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. ( )
6. Рассмотрите предложение и схемы. Соотнесите данное предложение с одной из схем, приведенных ниже.
Сергей говорил это, а глаза помимо его воли оглядывали селение, то самое, о каком неотвязно думалось и помнилось и в горчайший час Сталинградского побоища, и у Белгорода, под Верхней Масловкой, в кровавые июльские дни сорок третьего, и на Днепре в утлом судёнышке, в той крестьянской долбленке, которая, схваченная цепкими лапами немецких прожекторов, ныряла в багровых — не то от крови, не то от зарева пылающих по обе стороны хуторов — волнах песенной реки, неся на себе один лишь минометный расчёт, вместе с которым переправлялся на правый берег и он, тогда лейтенант Ветлугин (М. Алексеев).
а) [ ], а {[ ], (о каком), (которая) — [ ], (с которым)}.
б) [ ], а {[ ], (о каком), [ ], (которая), [ ], (с которым)}.
в) [ ], а {[ ], (о каком), (которая), (с которым)}.
г) [ ], а {[ ], (о каком) и ( ), (которая) - [ ], [ ], (с которым)}. ( )
\Пригнув к земле голову, растопырив крылья и шипя\, прямо на неё шёл гусь.Несколько в стороне от неё лежал на матрасике кот. \Увидев Каштанку\, он вскочил,\выгнув спину дугой\, и тоже зашипел.Собака испугалась не на шутку, но, \ не желая выдавать своего страха\,громко залаяла и бросилась к коту.Кот,\ещё сильнее выгнув шею\, зашипел и ударил Каштанку по голове. Каштанка,\отскочив\, присела на все четыре лапы и, \протягивая к коту морду\, залилась громким визгливым лаем.
Деепричастные обороты выделяются _._._._.
Деепричастрные обороты:
1)Пригнув к земле голову
2)Растопырив крылья
3)Шипя прямо на неё
4)Увидев Каштанку
5)Выгнув спину дугой
6)Не желая выдавать своего страха
7)Ещё сильнее выгнув шею
8)протягивая к коту морду
Деепричастие:
отскочив