1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера выбранных вариантов ответа без пробелов и запятых.
1. Чувствую уже безумный испуг…
2. Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь.
3. Ну как покойника хоронили…
4. Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет.
5. Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера выбранных вариантов ответа без пробелов и запятых.
1. Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
2. Сердце у меня за неё болит.
3. Они сами такие люди, которые за себя не по и никаких бумажек собирать не станут.
4. И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
5. И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.
3. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.
2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.
3) Бессилие лжи было очевидным.
4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.
5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки.
4.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.
1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.
2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.
4) И остаётся один на всём свете.
5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
5.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.
2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
5) Он летел стрелой.
6.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.
2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.
3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.
4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.
5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет.
7.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль
2) Но царь возразил с горькой улыбкой.
3) Царь с у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»
4) Что такое человеческая мысль?
5) В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать...
8.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.
5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал
9.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения.
2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.
3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится.
4) Однажды Свирид такой номер выкинул.
5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска.
10. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.
Обоснование: Эпитет - это выразительное прилагательное или существительное, которое добавляется к определенному предмету или явлению и используется для передачи его особенностей или характеристик. В предложении 1 словосочетание "безумный испуг" содержит эпитет "безумный", который описывает характер испуга. В предложении 2 словосочетание "зубы стучат" содержит эпитет "стучат", который описывает интенсивность стука зубов. В предложении 4 словосочетание "камыш на берегу шепчет" содержит эпитет "шепчет", который описывает звук, издаваемый камышем. В предложении 5 словосочетание "заживо на верную, беспощадную смерть отправить" содержит эпитеты "верную" и "беспощадную", которые описывают характер смерти.
Варианты ответов, в которых средством выразительности речи не является эпитет: отсутствуют.
2. Варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение: 1, 4, 5.
Обоснование: Сравнение - это выразительное средство речи, при котором устанавливается сходство между двумя предметами или явлениями. В предложении 1 сравнение "как нахохлившийся воробушек" устанавливает сходство между движениями описываемой девочки и движениями воробья. В предложении 4 сравнение "как попугаи" устанавливает сходство между повторением однообразных фраз и повторением звуков попугаев. В предложении 5 сравнение "гуляет как на цыпочках" устанавливает сходство между способом передвижения человека и передвижением на цыпочках.
Варианты ответов, в которых средством выразительности речи не является сравнение: 2, 3.
3. Номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм: 2.
Обоснование: Фразеологизм - это устойчивое словосочетание или выражение, в котором значение определяется не значениями составляющих его слов, а совокупностью их взаимодействия. В предложении 2 фразеологизм "из кожи вон лезть" используется для передачи точного значения "отчаянное стремление, сильное желание".
Номера предложений, в которых средством выразительности речи не является фразеологизм: 1, 3, 4, 5.
4. Номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола: 1, 2, 4.
Обоснование: Гипербола - это преувеличение или усиление выражения для достижения более сильного эффекта. В предложении 1 гипербола "такое длинное и бесконечное одиночество" используется для подчеркивания длительности и интенсивности одиночества. В предложении 2 гипербола "нечто невообразимо волшебное" используется для передачи впечатления о чем-то очень волшебном. В предложении 4 гипербола "один на всём свете" используется для усиления чувства одиночества и отчужденности.
Номера предложений, в которых средством выразительности речи не является гипербола: 3, 5.
5. Номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение: 1, 3, 5.
Обоснование: Сравнение - это выразительное средство речи, при котором устанавливается сходство между двумя предметами или явлениями. В предложении 1 сравнение "хитрым, как лис" устанавливает сходство между поведением человека и хитрым поведением лисы. В предложении 3 сравнение