1. Укажите верное утверждение.
а) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
б ) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
в) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения
2. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
а) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
б) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
в) Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи
3. Определите, в каких сложноподчиненных предложениях придаточное стоит внутри главного.
а) Разве может с тем что любил до слез человек когда-нибудь расстаться?
б) Ты раскрой мне природа объятия чтоб я слился с красою твоей!
в) Лесная книга дается только тем кто хочет читать ее без всякой ощутимой пользы для себя или корысти.
г) Все что встречалось ему в пути казалось необычным и удивительным.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) «Интересно, что будут читать мои правнуки?» — писал Лев Толстой.
б) «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.
в) «Гуси летят— С удовольствием говорит Ростовцев.— Сейчас целый косяк видел».
5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты:
а) А. Довженко писал о необходимости «правду жизни поднимать до уровня сердца».
б) О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «... принесла в русскую лирику... психологическое богатство русского романа».
в) Ломоносов писал: «Счастливы те, которые память по себе в книгах оставили».
6.Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. (Выберите один вариант ответа.)
1. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и духовной гармонией, которым, по их мнению, не стремление к богатству.
2. Нельзя забывать, что в старину многие люди считали божьим наказанием не бедность, а богатство.
3. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала.
4. Гордились не богатством, а умом и смекалкой.
1) 2, 1, 4, 3; последовательная;
2) 2, 4, 3, 1; параллельная;
3) 4, 3, 1, 2; параллельная;
4) 1, 2, 3, 4; последовательная.
7. Замените прямую речь косвенной
1. «Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.
2. «Хочешь сегодня ночью работать со мной?» - с Челкаш Гаврилу.
3. Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».
8. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.
1. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…
2. Лишь только появилась первая трава,…
9. Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.
Звезд становилось все больше они горят все ярче словно торопятся воспользоваться темнотой до наступления луны
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л. ) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасе с белыми вазами (М. Булгаков).
. простое
В спальне было и душно, и жарко, и накурено (А. Чехов).
. простое
Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару (Л. Толстой).
. простое
В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась (М. Булгаков).
. сложное
Объяснение: