1. Установи количество грамматических основ в предложенин.
Девушки разбрелись по полянке отыскивая подснежники а мы добежав до курганчика
опустились на траву.
2.Расставь знаки препинання в предложении из задания и объясни их постановку.
3. Определн, чем выражено подлежащее в предложениях:
1. Учиться - наша задача.
2. Два меньше пятн.
3. Так немало времени.
4. Несколько придворных окружапи Марью Ивановну.
4. Найдите подлежащее и установите, чем оно выражено.
1) Друга любить - себя не щадить.
2) И стар и млад (собрались, собрался) на площади.
3) На солнышке Полкан с Барсом лёжа (грелся, грелись).
4) Выставка достижений народного хозяйства работает с 9.00.
5) Семеро одного не ждут.
5. Найдите сказуемое и установите его тип.
1) Вот уж действительно спел так спел.
2) Я не имею намерения вредить вам.
3) Путешественники ещё сделали усилие пройти вперёд.
4) Барыня бродит такая унылая
5) Хотелось бы в единое слово я слить свою грусть н печаль.
6) Твой голос нежен и задумчив.
6. Найдите грамматическую основу. Определите, в каком предложеннн следует
поставить тнре между подлежащим н сказуемым.
1) Мирская слава словно морская волна
2) Слово одежда всех фактов, всех мыслей.
3) Облетевший тополь серебрист и светел.
4) Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны
5) Учить других это всегда учиться.
6) Я московский озорной гуляка.
7. Что такое подлежащее?
8.Какие бывают сказуемые по строению?
9.Найдите грамматическую основу и определите,чем выражено подлежащее.
1.Присутствующие говорили о разных предметах.–––——--
2.Десять делится на два.
3.Далече грянуло ура.
4.Большие сидели на балконе.
5.Учиться всегда пригодится.
10.Составьте сложно сочинённые предложения,используя в качестве подлежащих в одной из частей синтаксически неделимые словосочетания;Пять спортсменов,Великая Отечественная Война
Виды второстепенных членов предложения
Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
К второстепенным членам предложения относятся:
• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.
Она вышивает (чем?) крестиком.
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.
(кому?)сестре (адресат действия)Он рисует (о чем?) о природе (предмет сообщения) (чем?)мелками (орудия действия)• Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.
Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)
Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.
Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.
Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)
Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)
• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет сказуемое. Подчеркивается линией тире и точка. Отвечает на вопросы:
Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места
Гром гремит вдали. (гремит где? вдали)
Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия
Гром гремит громко. (гремит как? громко)
Когда? Как долго? - обстоятельства времени
Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)
Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.
Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.
И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).
пойдёт?2.Второстепенные члены предложения: 1.Определение. Отвечает на вопросы какой? который? чей?. В предложении подчеркивается волнистой чертой. 2.Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чем? Подчеркивается пунктиром. _ _ _ _3.Обстоятельство. Отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью?... Подчеркивается точка тире_._._._.
3.Пример обстоятельств причины и цели:Медведев (почему? отчего?) по болезни на месяц освобождён от занятий физкультурой.(Почему отчего?) За неимением времени мы не смогли пойти на стадион.(Почему? отчего?) Сгоряча он не почувствовал боли.(Почему? отчего?) Сжалившись над дрожащей собачонкой, девочка впустила её в дом.
4.Дополнение - потому что оно как бы дополняет действие, дает к нему дополнительную информацию.
Пример: они любили его дом.
любили (что?) дом