1)Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью я увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому-то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке. (2)Его карьера не была определена особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.
(3)Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда мы столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами:
(4)–Очень, очень рад вас видеть, коллега! (5)Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и очень что не работаем вместе над одной проблемой!
(6)Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости благодарю», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку, и показалось: его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, говорил совсем осчастливленно:
(7)–Я слышал, начали докторскую? (8)Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор!
(9)Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, как будто под диктовку, и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами. (10)И это ощущение собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день – о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругал всеми словами некоего второго человека внутри себя, который в определённых обстоятельствах бывал сильнее разума и воли.
(11)Что это было? (12)Самозащита? (13)Благоразумие? (14)Инстинкт раба? (15)Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. (16)Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?
(17)Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, я вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.
(По Ю. Бондареву)
Задания
1. 1) Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от последующего согласного
2. 2) Из предложений 6-8 выпишите слова, в которых правописание суффикса зависит от наличия или отсутствия приставки
3. 3) Из предложений 4-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения
4. 4) Из предложения 6-8 выпишите неопределенное местоимение
5. 5) Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее лексического значения
6. 6) Из предложений 9-10 выпишите слова, правописание которых зависит от 1 лица единственного числа
7. 7) Из предложений 15-17 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне
Придется еще раз пересчитать все данные.
2. Затвердить. Используют не верную приставку.
Осталось утвердить это на собрании.
3. Благоприятным. Предлог не может быть благоприятным.
Он отказал мне под неким предлогом.
4. Провозглашен. Используют не верную приставку.
Был оглашен приговор суда.
6. Неугодными. Средства не могут быть неугодными.
Это достигалось самыми крайними средствами.
6. Взаимообразно. Нет такого слова.
Он дал мне в долг 100 рублей.
7. Нестерпимое. Положение не может быть нестерпимым.
На заводе возникло трудное положение.
Составьте предложения по следующим схемам:
А) Глагол + местоимение + существительное + наречие.
Играла она роль хорошо.
Б) Существительное + глагол + предлог + существительное + союз + глагол.
Старик шел по улице и спотыкался.
В) Местоимение + наречие + глагол + существительное.
Мы весело провели время.
Г) Предлог + прилагательное существительное.
На алой зорьке. У синего леса.
Д) Прилагательное + предлог + существительное + наречение + глагол.
Важное из параграфа старательно выучи.
Е) Существительное + союз + существительное + глагол + прилагательное + существительное + существительное + глагол
Мальчики и девочки учат сложную тему, шпаргалки пишут.