(1) в 1466 году купец афанасий никитин отправился в далекое путешествие. (2) из города твери он плывет вниз по волге, а потом сухим путем направляется к безбрежному простору индийского океана. (3) это был длинный и трудный путь.(4) несколько лет никитин странствует по индии. (5) не раз он рискует жизнью. (6) он то богатеет, то разоряется. (7) он преодолевает разнообразные препятствия, борется с лишениями. (8) никитин старательно записывает все, что видит и слышит. (9) когда читаешь дневник никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. (10) многое поражало его в чужих краях, но он никогда не забывал о россии. (11) не соблазнила его и сказочная восточная роскошь.(12) в 1472 году он отправился в обратный путь.(13) однако не суждено было ему вернуться в родной город. (14) в дороге он умирает. (15) дневники афанасия никитина получили название «хождение за три моря». (16) он был одним из первых путешественников, кто открыл людям дорогу в другие страны.
1.прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль.выразите свое мнение по этому повод. примеры из других источников.
2.укажите количество грамматических основ в предложении 16.
3.выпишите грамматическую основу предложения 7.
4.из предложения 8 выпишите все словосочетания с типом связи .
5.среди предложений первого абзаца найдите предложение (я) с однородными членами и укажите его (их) номер (а).
6.среди предложений 2-9 укажите номер(а) сложноподчинённого (ых) предложения (ий).
7.укажите вид сложного предложения среди предложений 10-12.
8.из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
9.из предложений 11-14 выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.
10.из предложения 12-14 выпишите слово , в котором правописание безударного личного окончания определяется правилом «в безударных личных окончаниях глаголов первого спряжения пишется буква е».
11.из предложений 12-14 выпишите слово (а) с проверяемой безударной гласной в корне.
12.из предложения 2 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «на конце приставки пишется –з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный.
шуметь (что делать?) - несовершенный
замолчать (что сделать?) - совершенный
нашуметь (что сделать?) - совершенный
вылететь (что сделать?) - совершенный
высказать (что сделать?) - совершенный
считать (что делать?) - несовершенный
сберечь (что сделать?) - совершенный
стоять (что делать?) - несовершенный
заплакать (что сделать?) - совершенный
вспомнить (что сделать?) - тоже совершенный
светить (что делать?) - несовершенный
сидеть (что делать?) - несовершенный
прибежать (что сделать?) - совершенный
бегать (что делать?) - несовершенный
Вопросы поставила, чтобы легче было понять. Можно запомнить: слово "сделать" на букву С и "совершенный" на ту же букву начинается. А "что делать" без буквы С и вид будет несовершенный.
а) В зависимости от того, в корне, в суффиксе или в окончании есть
орфограмма "Буква о и е (ё) после шипящих":
КОРЕНЬ: чёрный дым, жёлтый цыплёнок, жёсткий стул, горький шоколад, новая щётка, слабый шорох.
СУФФИКС: парчовая ткань, серый зайчонок, вязальный крючок, крепкий орешек, грушевый сок, речевая ошибка.
ОКОНЧАНИЕ: спрятаться за гаражом, к погожему деньку, в мельчайшей частице, восхищаться рощей, большой палец, молодой деревце.
б) В зависимости от того, какая буква после шипящих выбрана: о, е или ё.
О после шипящих: спрятаться за гаражом, парчовая ткань, серый зайчонок, шоколад, вязальный крючок, большой палец, слабый шорох.
Е, Ё после шипящих: чёрный дым, жёлтый цыплёнок, к погожему деньку, в мельчайшей частице, восхищаться рощей, жёсткий стул, новая щётка, крепкий орешек, грушевый сок, молодое деревце, речевая ошибка.