1. В каких двух рядах все слова однокоренные? 1) Ложь, сложный, сложность, сложение;
2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;
3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;
4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.
2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным
1) Нашейник, подсвечник, подбородок;
2) сдувание, задушевность, обогреватель;
3) загривок, задымленность, запевала;
4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.
3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?
1) Роза розовый розовость порозоветь;
2) семья семейство семейственный семейственность;
3) роза розовый розарий;
4) разряд разрядник разрядница.
4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?
1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;
2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;
3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;
4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.
5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?
1) Выезжать : выезд = выходить : выход;
2) сад : садовник = ель : ельник;
3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;
4) грести : гребец = петь: певец.
6. Отметьте примеры детского словотворчества.
1) Грушонок – это росток груши.
2) Журчей, потому что он журчит.
3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.
4) Варюля – в ней варят суп.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.
8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.
Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует... Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.
9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник? Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.
Эпитеты -это прилагательные.
1.огромные(лещи),чудовищные (щуки)
2.стеклянную (крышку)
3.командирский (нрав), крепкий (клюв), красный (цвет)
4.последняя (молния), сабельным(ударом), влажные , солнечные (лучи), семиструнная (радуга)
5.тропических (рыбок), керосиновыми (лампами)
-Эпитет усиливает выразительность, образность языка произведения, придаёт ему художественную, поэтическую яркость.
-Эпитеты выделяют характерную черту или качество предмета, явления, оценивают этот предмет или явление, вызывают определённое эмоциональное отношение к ним.
Эпитеты -это прилагательные.
1.огромные(лещи),чудовищные (щуки)
2.стеклянную (крышку)
3.командирский (нрав), крепкий (клюв), красный (цвет)
4.последняя (молния), сабельным(ударом), влажные , солнечные (лучи), семиструнная (радуга)
5.тропических (рыбок), керосиновыми (лампами)
-Эпитет усиливает выразительность, образность языка произведения, придаёт ему художественную, поэтическую яркость.
-Эпитеты выделяют характерную черту или качество предмета, явления, оценивают этот предмет или явление, вызывают определённое эмоциональное отношение к ним.