1)В каком из приведённых ниже предложений допущено нарушение синтаксических норм русского литературного языка? Выберите один ответ:
а.Пламя, раздуваемое ветром, разгорелось со страшной силой.
б.Луга, залитые потоками солнца, зеленели за рекой.
в.Это легенда о Данко, отдавшему свою жизнь за счастье людей.
2)В каком из приведённых ниже предложений допущено нарушение синтаксических норм русского литературного языка?
Выберите один ответ:
а.Зелень камыша смешалась с дягилем, цветущим сейчас повсюду.
б.Сады, отражающиеся в реке, поднимались вверх по склону.
в.Тихон, муж Катерины, был человеком безвольным, полностью подчиняемым матери.
3)В каком из приведённых ниже предложений допущено нарушение синтаксических норм русского литературного языка?
Выберите один ответ:
а.Я рад за друга, победившего в этом конкурсе.
б.Шахматная партия, состоявшаяся между этими учениками, заинтересовала всех.
в.Чацкий - единственный человек из лагеря передовых людей, появившийся на сцене.
4)В каком из приведённых ниже предложений допущено нарушение синтаксических норм русского литературного языка?
Выберите один ответ:
а.Человек, нечаянно толкнувший другого, должен извиниться за свою неосторожность.
б.В кругу коллег он был человеком, имевший большой авторитет.
в.Капли слепого дождя, сверкающие на солнце, вызвали наше искреннее восхищение.
5)В каком из приведённых ниже предложений допущено нарушение синтаксических норм русского литературного языка?
Выберите один ответ:
а.Группа студентов, руководящая опытным тренером, победила на республиканских соревнованиях.
б.Магнит, притягивающий железо, вызвал искренний интерес у детей.
в.Рыбаки, поймавшие ранее не один десяток крупных лещей именно в этом месте, на сей раз не поймали даже маленькой рыбки.
6)В каком из приведённых ниже предложений допущено нарушение синтаксических норм русского литературного языка?
Выберите один ответ:
а.На звук приближающегося мотоцикла все высыпали во двор.
б.Сокровища, дарованные человечеству Пушкиным, действительно велики.
в.Пленник, ослабевающий жгуты на руках, лихорадочно думал, решая, куда бежать.
1. Укажите неверное высказывание.
а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги — неизменяемые слова.
2. Укажите словосочетание с предлогом.
а) Распустилась под окном; в) не было никого.
б) Саша и Даша;
3. Укажите словосочетания с производным предлогом.
а) рос над водой; в) демобилизация
б) лежал под столом; вследствие ранения.
4. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.
а) Из(за); в) из(под).
б) (в)течение;
5. Составьте из данных пар слов словосочетания, употребив предлогии.
а) Жить, страна; в) положить, полка;
б) гулять, парк; г) подарок, мама.
6. Вставьте на месте пропусков предлог из или с(со).
а) Пойти в библиотеку — прийти ... библиотеки;
б) прийти на завод — уйти ... завода;
в) отправиться в школу — возвратиться ... школы.
7. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.
а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.
Второй уровень
1. Укажите верные высказывания.
а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.
2. Укажите словосочетания с предлогами.
а) Красиво, но дорого; г) стояли вокруг площади;
б) выйти из-за поворота; д) взял бы его;
в) вспыхивать то тут, то там; е) в течение многих дней.
3. Укажите словосочетания с производными предлогами.
а) Из далекой страны; г) благодаря выпавшему снегу;
б) находился в течение дня; д) без хорошего друга;
в) проехали мимо музея; е) вздрогнул от неожиданности.
4. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.
а) (В)близи; г) (на)встречу;
б) (в)продолжение; д) (по)мере;
в) из(за); е) (в)следствие.
5. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?
а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.
6. В каких словосочетаниях надо употребить предлог из?
а) Вернуться ... школы; в) вернуться ... магазина;
б) вернуться ... реки; г) вернуться ... улицы.
7. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.
а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.
8. Укажите словосочетания, при переводе которых на украинский язык изменяется предлог и падеж существительного.
а) Доехать до города; в) зайти за угол.
б) отменить из-за непогоды;
Третий уровень
1. Выпишите сначала сочетания с непроизводными предлогами, затем — с производными, укажите падеж существительного. Вследствие опоздания, до угла, перед домом, вдоль реки, через край, наподобие круга, в силу обстоятельств, между нами, в продолжение года.
2. Составьте режим дня, употребляя производные предлоги во время, в течение, на протяжении, в связи с, по окончании, спустя.
3. Составьте предложения с данными словами.
В течение, в течении; вследствие, в следствии; несмотря на, не смотря на.
4. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы, объясните
орфограмму.
Мне придется отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели.
О судьбе героя можно прочитать (в)продолжени.. романа.
Далеко (из)за деревьев долетела песня.
(По)над домом сад цветет.
Кого же он имел (в)виду?
(В)место девяти часов утра мы выехали в два.
Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распрощались.