1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? *
нАчать
тОрты
киломЕтр
щавЕль
2. В каком ряду приведены формы одного и того же слова? *
алмазного, алмазным, алмазном
решительность, решительный, решимость
решение, решил, решу
бирюзовый, бирюза, бирюзовые
3. В каком слове нет уменьшительно-ласкательного суффикса? *
дворик
ириска
котёнок
защёлка
4. У какого слова неверно охарактеризованы морфологические признаки? *
кружилось – глагол несов. вида, в времени
кружевные – прилагательное в м.р., мн.ч.
кружево – существительное с.р., в ед.ч.
круг – существительное, нариц., неодуш.
5. Какая языковая особенность проиллюстрирована следующими примерами: день – дня, сынок – сынка? *
изменение по родам
однокоренные слова
беглые гласные
изменение по числам
6. Какой вывод иллюстрируют следующие примеры: замечательный – замечательного – замечательному? *
Имена прилагательные изменяются по родам.
Имена прилагательные изменяются по падежам.
Имена прилагательные изменяются по числам.
Имена прилагательные могут образовываться от существительных.
7. В каком ряду все слова относятся к одной части речи? *
добро, доброта, добротный
соревноваться, соревнование, спортсмен
спартакиада, стадион, тренер
город, городище, городской
8. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение? *
железные нервы
железный характер
железное здоровье
железный гвоздь
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? *
ш..фёр, пи..нино
в..кзал, нед..умевать
гр..мотный, м..ршрут
благ..родный, к..стюм
10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? *
синиц..н, ц..ган
дикц..я, с улиц..
ц..рк, ц..ркуль
ц..кл, ц..плёнок
11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? *
ст..рать, соб..рать
зап..реть, соб..раешь
расст..лить, ст..реть
бл..снул, зам..рать
12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква З? *
ра..писание, ра..жечь
..доровье, ра..жимать
бе..жизненный, ра..шатать
в..крикнуть, в..махнуть
Космические полёты в настоящее время стали практически обыденным делом.
«…Приближалось время старта. Вот-вот нас должны были отправить на космодром Байконур, расположенный на восток от Аральского моря в широкой, как океан, казахской степи. И все же я томился нетерпением, редко, когда ожидание было так тягостно. Я знал, что корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток». Видимо, нарекли его так, потому что на востоке восходит солнце и дневной свет теснит ночную тьму, двигаясь с востока.
На космодром летело несколько космонавтов. Все могло случиться. Достаточно было соринке попасть в глаз первому кандидату для полета в космос, или температуре у него повыситься на полградуса, или пульсу увеличиться на пять ударов — и его надо было заменить другим, подготовленным человеком. Уезжающие товарищи были так же готовы к полету, как я. Старт должен был состояться точно в назначенный день и час, минута в минуту. Вместе с нами на космодром ехали несколько специалистов и врач.
На космодроме нас ждали. Там мы встретили многих знакомых специалистов и Главного Конструктора. Прибыл на космодром и Теоретик Космонавтики — так мы между собой называли видного советского ученого, под руководством которого составлялись сложнейшие расчеты космических рейсов. Он все время находился вместе с Главным Конструктором. Я знал, что для этих людей никогда не наступит покой. Они всегда будут искать новое, всегда дерзать. Только творческое содружество этих двух корифеев советской науки, больших коллективов ученых и инженеров, объединенных их единой смелой мыслью, могло породить космический корабль, определить ему надежный путь вокруг планеты с возвращением на Землю.
Зашел Главный Конструктор. Как всегда, внимательный, добрый. Ничего не спрашивая, сказал:
— Через пять лет можно будет по профсоюзной путевке летать в космос.
Мы расхохотались. Наше самочувствие понравилось ему, и он, мельком взглянув на ручные часы, быстро ушел. Я не уловил в нем и тени тревоги. Он был уверен во мне так же, как был уверен в себе.
Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Вот убрали железные фермы, и наступила тишина. Я доложил:
— «Земля», я — «Космонавт». Проверку связи закончил. Исходное положение тумблеров на пульте управления заданное. Глобус на месте разделения. Давление в кабине — единица, влажность — 65 процентов, температура — 19 градусов, давление в отсеке — 1,2, давление в системах ориентации нормальное. Самочувствие хорошее. К старту готов.