1. в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) каталог
2) щавель
3) документ
4) отогнала
2. какой из фразеологизмов имеет значение « мало»?
1) вагон и маленькая тележка
2) кот наплакал
3) числа нет
4) сорок сороков
3. какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
1) пишут
2) орешник
3) колышет
4) зацепит
4.укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) с двадцатью пятью рублями
2) нет претензий
3) хужее всего
4) не кладите сюда тетради
5. выберите грамматически правильное продолжение предложения разбивая виноградники, …
1) крестьяне учитывали рельеф местности
2) большое значение имеют факторы
3) учитывается состав почвы
4) торговцами определялись потребности в винограде
6. в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?
1) ,
2) ,
3) ,
4) ,
7. в каком примере на месте пропуска пишется н?
1) краской
2) вещь
3) погода
4) искуса..ые комарами
8. в каком примере не пишется раздельно?
1) (не) решенная
2) (не) продуманное решение
3) (не) скошенное поле
4) ответы (не) проверены
9. в каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (крепко) крепко, когда (то), (по) немногу
2)(слово) сочетание, откуда (то), (по) волчьи
3)когда (нибудь), чей (то), (по) братски
4)как (будто), (давным) давно, кое (с) кем
10. ь пишется в слове
1) трескуч..
2) замуж..
3) камыш..
4) проч..
11. в каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) спустившись по лестнице, они вышли на просторную веранду .
2) волнение охватившее людское море постепенно нарастало.
3) попетляв среди мрачных нагромождений, он вышел к реке.
4) пыль висела над высохшей под горячим солнцем степью.
часть 2
прочитайте текст и выполните 12 - 15.
(1)нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, понятий. (2) одно из таких чувств – чувство милосердия. (3) милосердие. (4) что оно – не модно, не нужно?
(5) изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности(6)это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (7) как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло? (8) мы давно уже ощущаем отлив милосердия в нашей жизни, характеризующейся чёрствостью людской.
(9) уверен, что человек рождается со откликаться на чужую боль. (10) думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с душой. (11) но если это чувство не употребляется, не , оно слабеет и исчезает.
(д. гранин)
12. определите тип речи текста.
13. из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
14. среди предложений 7-9 найдите предложение с однородными членами. напишите номер этого предложения.
15. среди предложений 5-8 найдите предложение с причастным оборотом. напишите номер этого предложения.
после жаркого и знойного лета наступает грустная, но от этого не менее красивая пора — осень. дни со временем становятся короче, а ночи длиннее. прекрасная голубизна неба сменилась на уныло-серый цвет переполненных водой туч. уставшую землю все чаще поливают косые дожди. этот сезон неспроста любят грибники. количество грибов заметно увеличивается после каждого ливня, радуя глаз своим изобилием и разнообразием.
когда идёшь парковыми дорожками, под ногами грустно шуршат жёлтые опавшие листья. не менее несчастно выглядят наполовину голые деревья без своих пышных крон. вокруг не слышно весёлого пения птиц. большинство из них уже улетело в тёплые края, ожидая прихода весны.
в дообеденное время на улице редко можно встретить ребёнка, ведь с наступлением осени почти все дети пошли в школу. с каждым днём становится все холоднее, а солнце хоть и светит, но уже не в состоянии прогреть землю. сильный ветер безжалостно и неумолимо срывает с деревьев остатки прекрасных листьев и кружит в золотом вихре. зелёными остаются только пушистые ёлки, не обращая внимание на то, что происходит вокруг.
при наблюдении за всем этим, возникает ощущение, что осень уговаривает природу отдохнуть от всего и подготавливает её к приходу зимы.