1.В каком слове звуков больше, чем букв?
а) юбиляр б) подъезд
в) местность в) комета
2.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) замирая б) зацепившая
в) захвативши г) засаженный
3.Какие из выделенных слов являются причастиями?
(1)Пожелтевший от зноя лопух
Развернул(2)розоватые латы
И стоит,(3)задыхаясь от мух,
Под (4)высокими окнами хаты.
а)1,2 б)1,2,3 в)1 г)3,4
4.Какое из выделенных слов является деепричастием?
Когда (1)трепещут эти звуки
И дразнит(2)ноющий смычок,
(3)Слагая на коленях руки,
Сажусь в (4) забытый уголок.
а)2 б)3 в)1,2,3 г)3,4
5) В каком ряду все причастия действительные?
а) затеянный, задремавший б) услышанный, загорающий
в) везший, играющий г) веющий, расколотый
6. В каком слове пишется буква Я?
а) колебл..щийся б) гон..щий в) бор…щийся г) ла…щий
7.В каком слове пропущена буква Я?
а) постро…нный б) обид…вший в) поразмысл…в г) зала…в
8.В каком слове пропущена буква И?
а) увлека…мый б) озаря…мый в) слыш…мый г)ожида…мый
9.В каком слове пишется НН?
а) ошибка исправле….а б) варё….ая морковь
в) купле….ое платье в) некоше….ый луг
10.В каком предложении Не пишется слитно?
а) На столе лежали (не)проверенные учителем тетради.
б) Ни с кем (не Павел уехал к матери.
в) (Не)смотря на безветрие, поверхность реки кипела зыбью.
г) Задание (не)сделано.
11. В каком варианте выделенные слова пишутся слитно?
а) Он говорил по-русски так(же) хорошо, как и его брат.
б) (В)виду плохой погоды поездка была отложена.
в) Археологи (в)продолжение трёх лет проводили раскопки.
г) Муму превратилась в ладную собачонку с пушистым хвостом (в)виде трубы.
12.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется Е?
Я н(1) верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2) дающие никакой пищи н(3) глазу, н(4) слуху.
а) 1,3,4 б)1,2,3,4 в)3,4 г)1,2
13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Громом (1) возвестив весну (2) гроза звенела (3) по траве (4) давно ожидавшей влаги и прохлады.
а) 1,2,4 б) 2,3 в) 4 г) 2,4
14. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
а) Жажда славы его томила, мучила и жгла.
б) Работа велась согласно графику.
в) Мы встретились по прибытию поезда.
г) Благодаря дождю урожай был Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Окончив училище,
а) нас направили на стройку.
б) мне был присвоен третий разряд.
в) многие из нас остались работать в родном городе.
г) Все преподаватели советовали мне продолжать учёбу.
Часть 2 (задания с кратким ответом)
16.Прочитайте текст. В каком предложении сформулирована основная мысль текста? Укажите его номер.
Человек и природа
(1) Я и мир вокруг – эта проблема волнует человека. (2) Это и естественно, ведь в мире всё взаимосвязано. (3) Человеку природа нужна.(4) И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищая поля и реки. (5) А без воды жизнь вообще немыслима. (6) Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.
(7)Но все ли это понимают? (8) Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, загрязнённые отходами олова, ртути озёра или реки, выброшенный на траву мусор… (9) Такой мы оставляем на земле след.
(10) Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех. (По А.Грибовой)
17. Из предложений 7-10 выпишите страдательное причастие времени, множественного числа.
18. Во втором и третье абзаце найдите предложение, в котором причастные обороты не выделены запятыми. Укажите его номер.
19. Укажите номер предложения с деепричастным оборотом.
После шипящих под ударением в корне пишется *ё*, если в однокоренных словах или в другой форме того же слова пишется *е*:
Золотистая пчёлка×, жёлтые ромашки×, чёрная туча×, щётка× для волос, задорная чёлка×, шёпот× листьев
После шипящих под ударением в корне пишется *о*, если в однокоренных словах или в другой форме того же слова нет чередования *ё/е*:
Спелый крыжовник×
После шипящих под ударением в корне пишется *о* в заимствованных словах:
Опытный шофёр×, асфальтированное шоссе×
Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг:
ожог× лица, поджог× сарая
ожёг× лицо, поджёг× сарай
Приятно ( нар.) вспомнить нам то лето! Односост.
Гостиница приятно ( нар.) меня удивила. Двусост.
Весело ( нар.) бормочет= чайник-. Двусост.
Ребятам было весело( прил.). Односост.
Зазвенело ( глаг.) в комнате. Односост.
Что-то- зазвенело = вдалеке. Двусосст.
Ветер веет = ( глаг.). Двусост.
Веет= ( глаг.) на просторе. Односост.
Потемнело = ( глаг.) за окном.
Стукнуло = ( глаг.) на веранде. Односост.
Оно стукнуло = глаг. Двусост.
Поясницу ломит =( глаг.). Односост.
Ломит=( глаг.) сила - солому. Двусост.
Несло= ( глаг.) нас куда- то.. Односост.
Течение- несло = ( глаг.) его. Двусост.