1. В каком варианте ответа выписанное сочетание слов является словосочетанием?
1) родину не выбирают
2) вместе с рождением
3) потому что она даётся
4) даётся и впитывается
2. Укажите ряд, в котором все словосочетания с подчинительной
связью согласование:
1) каждый день, говорить тихо
2) думающий человек, первая парта
3) гулять по саду, певчая птица
4) желание трудиться, весь урок
3. Сколько в предложении словосочетаний с подчинительной связью управление?
В этих молчаливых горных долинах стояла тишина первых весенних дней.
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
4. Укажите предложение:
1) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и оберну лея.
2) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
3) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед
рассветом.
4) Наступает вечер, небо на западе розовеет.
5. Укажите двусоставное предложение:
1) Раззудись, плечо, размахнись, рука.
2) Мне было по-человечески его жаль.
3) Ночь тиха.
4) Наступила ночь, тёмня и звёздная.
6. Укажите односоставное предложение:
1) Открой нам, отчизна свои.
2) Шесть лет войны запомнил шар земной.
3) Героя в бой водила песня.
4) Я всегда готов вам Укажите нерас предложение:
1) Звезда уже зажглась.
2) Я буду долго гнать велосипед.
3) Брат был железнодорожником.
4) К полночи зарево погасло.
8. Укажите побудительное предложение:
1) При мне в котёл такую большущую рыбину поло-жили!
2) Дружище, откуда же ты взялся?!
3) Сестричка мне написать письмо!
4) Ура, у нас каникулы!
9. Укажите неверное суждение:
1) синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание,
предложение, текст и правила их построения
2) словосочетание служит для называния обозначения предметов, явлений, качеств,
действий
3) текст может состоять из одного предложения
4) члены предложения связаны между собой только по смыслу
10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А. Я начал собирать книги ещё школьником.
Б. Мне пришлось поставить книги в два ряда.
В. В первый ряд, откуда книгу легче достать, я решил поставить самых любимых авторов,
любимые произведения, которые я часто перечитываю.
Г. С тех пор у меня скопилось много книг, так много, что они едва умещаются на
книжных полках.
1) А, Г, Б, В
2) А, В, Б, Г
3) Б, В, Г, А
4) В, Г, А, Б
11. Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. (2)Прочитаешь —
словно поговоришь с человеком. (3)Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответе, за
какое-нибудь возражение, и глядишь — разбежался на новое письмо. (4)Да разве только
письма! (5)Литература, всё человеческое искусство — это как игра в теннис, извините за
упрощённое сравнение.
(6)Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хорошая подача со стороны партнёра. (7)Если
же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то ника-
кой игры не получится. (8)Играть в теннис одному практически нельзя.
(9)Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощущения целого
народа, ради которого берётся перо или кисть, настоящего искусства быть не может.
(По В. Солоухину)
B1. Замените словосочетание со стороны партнёра (предложение 6), построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
полученное словосочетание.
В2. Выпишите из предложения 6 грамматическую(-ие) основу(-ы).
В3. Среди предложений 6-8 найдите сложные предложения. Запишите их номера.
C. Как вы понимаете высказывание В. Солоухина: «…Без ощущения читателя, слушателя,
зрителя, без ощущения целого народа… настоящего искусства быть не может».
1. 1) родину не выбирают
2. 2) думающий человек, первая парта
3. 1) 2
4. 1) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
5. 4) Наступила ночь, тёмная и звёздная.
6. 1) Открой нам, отчизна, просторы свои.
7. 3) Брат был железнодорожником.
8. 3) Сестричка мне написать письмо!
9. 4) члены предложения связаны между собой только по смыслу
10. 1) А, Г, Б, В
В1. с партнерской стороны
В2. теннисист играл; нужна подача
В3. 6, 7
С. Я считаю, что этим высказыванием Солоухин хотел сказать, что искусства без зрителя не бывает, без отклика искусство не существует, поскольку симбиоз искусство - зритель разрушается без первой или второй его части
1. 1)
2. 2)
3. 1)
4. 1)
5. 4)
6. 1)
7. 3)
8. 3)
9. 4)
10. 1)
11. С партнёрской стороны.
Теннисист играл; нужна подача.
В3. 6, 7
С. Этим высказыванием В. Солоухин хотел донести до нас, что настоящего искусства не может быть без зрителя, без слушателя.