1. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все все знаки препинания. выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения. большая цель охватывает всего человека,(1) сказывается в каждом его поступке,(2) и нельзя думать,(3) что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. 2. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения. в радости ведь тоже нужна : (1) ,(2) чтобы ощутить счастье до глубины души,(3) ощутить и поделиться им. 3. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. я считаю,(1) что у человека должно быть одно правило в жизни,(2) в его цели жизни,(3) в его принципах жизни,(4) в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством,(5) чтобы его помнили,(6) чтобы не стыдно было вспомнить. 4. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье,(1) но и о школе,(2) куда поместила их забота родительская,(3) о своем селе,(4) городе и стране… 5. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. уважающий себя человек никогда не будет поливать грязью других людей,(1) свою страну,(2) что бы ни случилось,(3) потому,(4) что ощущает свою принадлежность к ней и ответственность за всё,(5) что здесь происходит. 6. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. люди,(1) которых он некогда уважал,(2) которым он доверял,(3) могут оказаться лицемерными и жестокими самовлюбленными натурами,(4) готовыми ради собственного успеха поступиться совестью и честью. 7. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. произведя в уме некую нужную операцию,(1) вы сможете ответить на обиду с большим достоинством,(2) которое будет тем благороднее,(3) чем меньше значения вы придаете обиде.
ЗАДАНИЕ 12
ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Задание: Опознать во фрагменте текста указанную пунктограмму (запятые между частями сложного предложения).
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Сложносочиненными называются сложные предложения, и которых части равноправны по содержанию и связаны сочинительными союзами (И, ДА, НИ… НИ; ТОЖЕ, ТАКЖЕ;А, НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО;ИЛИ, ЛИБО,ТО… ТО…,НЕ ТО… НЕ ТО… ) и интонацией: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. Бианки). Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы:
с соединительными союзами и, да (=и), ни — ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим: Голова кружилась и от весны, и от молодости, и от удач (В. Вампилов).
с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли. В них указывается на чередование явлений или на возможность одного явления из двух или нескольких: Либо в стремя йогой, либо в пень головой (Пословица).
с противительными союзами а, но, да (=но), однако, зато. В предложениях с этими союзами одно явление противопоставлено другому: Ученья корень горек, а плод его сладок.(Пословицы).
Если в сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член, то запятая перед союзом И не ставится. В саду горит костер и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
Сложноподчиненными называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главной и придаточной. Части сложноподчинённого предложения объединены с подчинительных союзов, союзных слов, интонации.
Помните, что придаточная часть присоединяется к главной части с союзов и союзных слов. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения. Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.
Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчинённого предложения: