(1) в тот памятный день, когда
колька вернулся из пионерского лагеря,
в
центре стола красовался пирог,
купленный еленой станиславовной.
(2) к этому дню неля выучила новую
музыкальную пьесу – бравурную и
торжественную, подобную маршам,
какими встречают победителей
сражений.
(3) а колька появился на пороге с
облупившимся на солнце носом и со
старым, тоже облупившимся
чемоданчиком.
(4) неля кинулась к своему круглому
вертящемуся стулу без спинки,
откинула
блестящую крышку пианино – и грянул
марш. (5) но она не сумела доиграть до
– (6) где моя черная спинка? –
вскрикнул колька, заглушая пианино.
(7)
черной спинкой он называл раненую
чайку, которую нашел летом
на
озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.
– (8) была на кухне, – ответил
отец и двинулся навстречу кольке с
распростертыми объятиями. – (9)
(10) колька увернулся от его рук,
бросил свой чемоданчик на тахту и
выскочил из комнаты. (11) все трое –
отец, елена станиславовна и неля, –
переглянувшись, неуверенно двинулись
за ним.
(12) в кухне на окне стояла пустая
(13) эту клетку колька
построил
давно с маминой , и она бы,
наверно, вполне подошла даже для
ширококрылого горного орла, а не
только
для скромной чайки. (14) внутри клетки
в
горшочке с землей рос куст, чтобы
птица,
если бы она не была речной чайкой,
могла
присесть на него и вспомнить свой
родной лес. (15) сейчас листики на
кусте
свернулись в сухие трубочки: их, видно,
давно уже никто не поливал.
(16) дверца клетки, которую вполне
можно было бы назвать дверью, была
открыта. (17) в пустой банке из-под
консервов валялось несколько желтых
– (18) вы давали ей рыбу? – тихо
спросил колька.
– (19) у нас не было времени
возиться с рыбой, – ответил отец. –
(20) а
вот (21) колька боялся задать
главный вопрос, оттягивая его…
– (22) но ведь тут, на кухне, темно и
и пахнет газом. (23) зачем же
вы
ее
– (24) ты знаешь, николай (отец в
серьезные минуты всегда называл его
так
– николаем), ты знаешь, что неля
нигде
летом не отдыхала, что она занималась
с
утра до вечера, а птица кричала,
хлопала
крыльями, чем-то там шуршала. (25)
ну, в
общем, мешала
– (26) черная спинка, значит, тебе
мешала? – все так же тихо,
избегая
еще главного вопроса, спросил колька у
нели.
– (27) да, мешала! – звонко,
дребезжащим от надвигавшегося плача
голосом ответила девочка.
– (28) недаром тебя в школе
называют писклей!
(29) ещё бы… (30) ведь я твоя
сестра!
– (31) а ты мне не сестра… –
выпалил колька.
(32) до сих пор елена
станиславовна молчала. (33) в глубине
души она считала, что должна была
более
чутко отнестись к колькиной и
должна была внимательно следить за
больной птицей. (34) она даже готова
была вслух признать свою вину.(35) но
последняя фраза мигом изменила все
её
намерения.
– (36) как ты можешь так, коля? (37)
неля видит в тебе своего брата, она так
готовилась к твоему приезду… (38) и
эта
чёрная спинка действительно мешала
ей
заниматься.
– (39) где же она сейчас? – тихо
спросил колька, не слыша ничего,
кроме
того, что касалось его любимой птицы.
(40) елена станиславовна опустила
голову.
– (41) она сдохла, – набравшись
мужества, ответил отец. (42) колька
(43) его поразило и то, что
не
стало любимой птицы, для которой он
из лагеря целую банку мальков,
и
то, что отец сказал о ее смерти вот так
прямо и грубо.
– (44) она а не сдохла. (45)
умерла из-за вас! – крикнул колька,
сам
еле сдерживая слезы. (46) он схватил
свою огромную клетку и, неловко
волоча
ее впереди себя, спотыкаясь, побежал
во
– (47) ничего не понимаю, –
медленно произнесла елена
станиславовна. – (48) мы его так
(49) неля марш
приготовила.
(50) подумаешь, птица! .
напишите сочинение рассуждение. объясните, как вы понимаете смысл финала текста: "подумаешь, "
начните сочинение так:
смысл заключительных слов финала текста: " подумаешь, птица! "я понимаю так:
В) Предлоги – это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.
2. В этом сочетании предлоги указывают на значение цели:
В) жить РАДИ детей, сообщить ДЛЯ информации, работать НА БЛАГО ближнего.
3. Производные предлоги.
Б) БЛАГОДАРЯ родителям, СОГЛАСНО договору, НЕ СЧИТАЯ меня.
4. Такой частью речи является выделенное слово
(Иду по тропинке в поле ВДОЛЬ серых сложенных бревен):
Б) предлог.
5. В этом сочетании слово НАВСТРЕЧУ является предлогом:
А) выйти НАВСТРЕЧУ гостям.
6. В этой строке все слова пишутся слитно:
В) НЕвзирая на обстоятельства, обнаружить Впоследствии, НЕсмотря на метель.
7. В этой строке все слова пишутся раздельно:
Б)НЕ взирая на лица* (у Розенталя), НЕ смотря вниз, В продолжении книги.
*есть разночтения относительно данного сочетания: невзирая в значении предлога пишется слитно.
8. Буква И пишется во всех словах ряда:
А) вестИбюль, прИплюснуть, в течениИ (П.п.) реки
9. Буква Е пишется во всех словах ряда:
В) приравниваЕмый, прЕмудрый, вследствиЕ остановки.
10. Грамматическая ошибка:
А) отзыв на книгу, рецензия о книге.
Текст + задания (знаки препинания расставлены):
1. В течениЕ долгоГо времени биологи не могли определить, видит ли в темноте летучая мышь. 2. В связи с этим проделали такой опыт. 3. Принесли в кабинет летучую мышь, зашторили окна, заткнули все щели и дыры, следя ЗА тем, чтобы в комнату НЕ проникал свет. 4. НЕсмотря на полный мрак, летучая мышь спокойно летала по комнате, НЕ задевая мебели, НЕ натыкаясь на стены. 5. ЗАтем пластырем заклеили ей глаза. 6. Мышь ПО-прежнему летала так, КАК будто все прекрасно видела.
11. Все производные предлоги (из текста) с существительными, местоимениями:
1) В ТЕЧЕНИЕ (долгого) времени;
2) В СВЯЗИ С этим;
4) НЕСМОТРЯ НА (полный) мрак.
12. Примеры омонимичных этим предлогам частей речи:
Коса вклинивалась В ТЕЧЕНИЕ реки (сущ. в В.п. с непроизв. предлогом).
Он был уличен В СВЯЗИ с преступными элементами (сущ. в П. п. с непроизв. предл.).
Она шла по улице, НЕ СМОТРЯ на похожих (деепричастие с частицей НЕ).
13. Пример простого и составного предлога:
ВСЛЕДСТВИЕ задержки (прост.);
НАРЯДУ С этим мнением (сост.).
14. ВСЕ слова (кроме предлогов):
долгого, времени, биологи, не могли, определить, видит ли, темноте, летучая, мышь; этим, проделали, такой, опыт; принесли, кабинет, летучую, мышь, зашторили, окна, заткнули, все, щели, и дыры, следя, тем, чтобы комнату, не проникал, свет; полный, мрак, летучая, мышь, спокойно, летала, комнате, не задевая мебели, не натыкаясь, стены; затем пластырем, заклеили, ей, глаза; мышь, по-прежнему, летала, так, как будто, всё, прекрасно, видела.
15. Схемы предложений № 3 и № 4 (+ объяснение запятых).
3) [Принесли в кабинет летучую мышь,1 зашторили окна,2 заткнули все щели и дыры,3 |следя ЗА тем|],4 (чтобы в комнату НЕ проникал свет).
[═, ═, ═ O и O, |д.о.|], (чтобы ═ —).
* O и O – однородные прямые дополнения
|д.о.| – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 2 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзной связью.
3 – запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
4 – запятая разделяет главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении.
4) [|Несмотря на полный мрак|,1 летучая мышь спокойно летала по комнате,2 |НЕ задевая мебели|,3 |НЕ натыкаясь на стены|].
[|_._|,— ═, |д.о.|, |д.о.|].
1, 2 – запятые выделяют обособленные обстоятельства.
3 – запятая разделяет два однородных обособленных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами.
1. 2
2. 2
3. 2 сходить с какой целью ? за хлебом
4. 2
5. 2; 4
6. 1; 4
7. 3; 4
8. 2
9. 2
10. 3
11. 1
12. 3 мимо
14. В течение лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, где сдавалось несколько небольших дач.
В парке усадьбы деревья были так велики, что дачи, кое-где построенные в нём, казались под ним маленькими. Пруд в парке, наполовину затянутый зелёной ряской, стоял как громадное черное зеркало.
Я жил на окраине парка, примыкавшего к негустому смешанному лесу. Дощатая дача моя была не достроена, из-за этого было очень сыро.
В продолжение всего лета шли дожди. Вследствие дождей дороги размыло, ходить было трудно. Дожди шли с утра, к вечеру они заканчивались, и из парка, из леса, с соседних пастбищ - отовсюду снова слышалась радостная птичья разноголосица.
Перед закатом по-прежнему оставалось ясно, и на моих дощатых стенах дрожала сквозь листву хрустально-золотая сетка низкого солнца.
Утром в сырых аллеях расстилались пёстрые тени и ослепительные пятна солнца, цокали мухоловки, хрипло трещали дрозды. А к полудню опять парило, находили облака, начинал сыпать дождь. (По И. Бунину)
ПОДЧЕРКНУТЬ ПРОИЗВ, ПРЕДЛОГИ ВМЕСТЕ С СУЩ,: в течение лета, в продолжение лета, вследствие дождей, сквозь листву.
Грамматические основы: 1. пришлось жить (сказ.), сдавалось (сказ.) несколько дач (подл.); 2. деревья (подл.) были велики (сказ.), дачи (подл.) казались маленькими (сказ.); 3. дача (подл.) была не достроена (сказ.), было сыро (сказ.); 4. размыло (сказ.), ходить (подл.) было трудно (сказ.); 5. дожди (подл.) шли (сказ.), они (подл.) заканчивались (сказ.), слышалась (сказ.) разноголосица (подл.); 6. оставалось (сказ.), дрожала (сказ.) сетка (подл.); 7. расстилались (сказ.) тени и пятна (подл.); цокали (сказ.) мухоловки (подл.), трещали (сказ.) дрозды (подл.); 8. парило (сказ.), находили (сказ.) облака (подл.), начинал сыпать (сказ.) дождь (подл.).