1 вариант Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6-м классе
1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
Когда я был мал...ньким, у нас на сен...вал... жили две ласточки. В глиня...ом гнезд... они
выв...ли пт...нцов. Всё было хорошо, да (не) рас...читали ласточки, время было осен...ее
нагрянули заморо...ки и пропали к...мары и мошки — ласточкина еда.
С...дят родители и дети в глиня...ом гнезд... белеют грудками задрёмывают от холода и
голода, того и гляди замёрзнут надо ласточ...к! А как? Еду из рук они (не) примут
Им нужны мошки, пойманные на лету! А где их взять?
Моя мама работает учительниц...й. и по её про...ьбе летчик, мамин ученик, бережно
(бережно) пол...жил гнездо с ласточками вк...рзинку (с)верху закрыл холстом и на
сам...лёте отвез на юг, где было тепло и корма птицам хв...тало.
B...сной ласточки в...рнулись к себе на родину и на нашем сен...вал... вылепили три гнезда.
2.Озаглавьте текст.
3.Найдите в тексте 2 слова с оглушением согласных звуков.
4.Выпишите из текста 2 притяжательных и 2 относительных прилагательных.
5.Выпишите из 1 абзаца все местоимения.
6.Найдите неверное утверждение:
а) примут - глагол в изъявительном наклонении, в форме будущего времени, мн. числа, 3
Лица.
б) три - простое количественное числительное.
В) вечером — существительное в Т.п.
1)Вначале определяем от чего слово образовано: от сущ. или глагола -- смотрим, можно ли заменить на "который + глагол", если можно, то образовано от глагола. Купленный -- который купили. Заменить можно(к примеру в словосочетании "серебряная ложка" серебряная заменить нельзя). Значит это слово ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА.
2)Определяем часть речи. Определяем вид глагола, от которого слово образовано. Задаём вопрос: что Сделать? -- купить. Глагол совершенного вида(глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос "что делать?"). От глаголов совершенного вида образуются ПРИЧАСТИЯ.
3)В суффиксах причастий пишем НН.
Нелеченая болезнь. Аналогично.
1)Которую не лечили. -- От глагола.
2)Что делать? -- Лечить. Несовершенный вид. От несов. вида образуются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
3)В суффиксах прилагательных пишем ОДНУ Н. Здесь будет и четвёртый пункт.
4)Пишем ДВЕ Н, если
а)есть приставка(кроме приставки не-). В данном случае такой не имеется.
б)есть зависимые слова(например, нелеченная доктором/в совсем болезнь и т.д. Их нет.
в)слово является исключением. В сключ. всегда ДВЕ Н: нежданный, читанный, негаданный, виденный невиданный, виданный неслыханный, слыханный нечаянный считанный священный, деланный желанный чванный.
Повествовательные: Человек,любящий и умеющий читать-счастливый человек.Он окружён множеством умных, добрых, верных друзей. Друзья эти-книги.
Вопросительные:Что скрыто в них?Какие прекрасные мысли и новые события?Какие интересные люди увлекательные познания?
Побудительные:Читайте,читайте,читайте!Читайте не торопясь,чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги!
Объяснение:
В основном,повествовательные предложения,это там где стоит точка,и тон спокойный.
В вопросительных в конце вопросительный знак.
А в побудительных в конце восклицательный знак,и тон побудительный.