(1)ваше время истекло! (2)откуда пошли эти слова? (3)сразу и не догадаешься, что родились они в те далёкие времена, когда именно вода вела счёт времени. (4)водяные часы! (5)когдато редкий горожанин обходился без такого нехитрого, но необходимого прибора − закрытого пробкой сосуда с узким горлышком посередине. (6)водяные часы , например, мастеровому не перекалить сталь или выполнить иную работу, требующую от него точности; на столах судей тоже стояли такие часы. (7)хозяйкам этот стеклянный сосуд с водой позволял не передержать пирог в печи. (8)когда вся вода по капле переходила через узкую трубку из верхней части сосуда в нижнюю, можно было считать, что пирог готов. (9)такие часы заводить не приходилось, про них нельзя было сказать, что они «бегут» или «отстают». (10)мастера египта, вавилона, китая изготовляли водяные часы, рассчитанные на сутки и месяцы работы. (11)они могли показывать часы и дни недели. (12)немногие музеи мира сумели сберечь у себя эти самые древние «машины времени». (13)водяные часы на их родине, в древней греции, назывались клепсидрами, от слов «похищение» и «вода». (14)так само название этих часов напоминает людям, что время и в самом деле течёт, словно вода, поэтому его надо беречь и не тратить даром. (по е.п. мару) №8 определите и запишите основную мысль текста. №9 что, по свидетельству автора текста, представляли собой водяные часы? запишите ответ. №10 определите, какой тип речи представлен в предложениях 9–11 текста. №11 в 910 найдите слово со значением «приводить в движение». выпишите это слово. №12 в предложениях 10–12 найдите синоним к слову «сохранить» и выпишите его.
так, а тут запятые нужно расставлять?
юр., кого-что, в чём считая виновным в чем-либо, возбуждать уголовное преследование против кого-либо ◆ Я обвиняю не один! Я обвиняю вместе со всем нашим народом, обвиняю тягчайших преступников, достойных одной только меры наказания — расстрела, смерти! Вышинский
осуждать за что-либо, упрекать в чём-либо ◆ Старых людей обвиняют вообще в слепой привязанности к А. С. Пушкин ◆ Натуральную школу обвиняют в стремлении всё изображать с дурной стороны. В. Г. Белинский ◆ Пуска̀й я, о̀черне́н вино̀ю, // Себя̀ дал пра̀во о̀бвиня̀ть, // Но для̀ чего̀ ж уби́т руко̀ю, // Меня̀ привы̀кшей о̀бнима̀ть?