1.Воспроизведите структуру урока изложения. Чем он отличается от урока сочинения?
2. Какие виды анализа текста могут использовать учителя для обучения связному пересказу? Почему необходимо предварительная аналитическая работа?
3. Какие ошибки могут быть предупреждены при подготовке к сочинению и какими методами?
4. Докажите, что изложения и сочинения являются речеввми упражнениями комплексного характера.
5. Подберите интересные тексты для проведения урока изложения в 3(2 или 4) классе. Докажите их дидактическую и лингвистическую целесобразность.
1. Изложение — пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся, формирования и закрепления навыков стилистического построения и правописания.
Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувст по заданной теме. ... Традиционно выпускной экзамен по русскому языку и литературе в средних учебных заведениях Российской империи, затем СССР и Российской Федерации проводился в виде сочинения на литературную тему.
2. Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального обучения. Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит детей грамотно говорить, слушать, читать и писать, правильно и ясно выражать свои мысли.
3. Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);
неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;
нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.
Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;
искажение литературных текстов и фактические ошибки.
Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
низкое качество речи и речевые ошибки;
ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
употребление слова в несвойственном ему значении;
употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических
конструкций;
немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
смешение лексики разных исторических эпох;
нарушение лексической сочетаемости;
употребление лишнего слова (плеоназм);
речевые повторы, т.е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов
или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
необоснованный пропуск слова;
порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Ошибки по критерию № 5 «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:
обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;
определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
По каждому виду ошибок приведено мнение эксперта, которое раскрывает суть ошибки и указывает на то, как их избежать. Рассматриваются все типы ошибок (в том числе и речевые).
4. Роль школьных сочинений в формировании личности ребенка, воспитании его мировоззрения, духовной культуры трудно переоценить. Написание сочинения есть эффективный самовыражения личности, осознания ребенком самого себя, своих мыслей, переживаний; это углубленного понимания ребенком того, что он уже знает, хочет узнать, к чему стремится. Письменно-речевая деятельность открывает перед ребенком широкие возможности для проявления и утверждения своих творческих расширения сферы общения, например в письмах близким людям.
Усваивая родной язык, школьник учится понимать природу родного края и отношения между людьми, узнает о радостях и горестях старших поколений, приобщается к художественному творчеству народа и его лучших писателей. К. Д. Ушинский отмечает, что нет лучшего воспитателя, чем родной язык: "Язык народа, лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни..."
5. Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат