(1) Вот и театр. (2) Его здание образец совреме_ой арх_т_ктуры. (3) К широкой двери (не)пр_кращающимся потоком движ_т(?)ся люди разных возр_стов пожилые молодеж(?) дети. (4) Рядом (со)мной идет оф_цер пограничн_к с сыном подростком. (5) Товарищи нет лишн_го билет_ка спраш_вает девушка в син_м платочк_. (6) Но ей мы (н_)чем (н_)можем. (7) Н_ в п_ртер_ н_ в лож_ н_ на г_лерк_ (н_)где нет свободных мест. (8) (С)начал_ многие разговар_вают с соседом (с)прв_ или (с)лев_ а потом ум_лкают. (9) Ожидание длит(?)ся (не)долго.
(10) Ра_двигает(?)ся зан_вес и зрит_ли поп_дают под власть чуда. (11) Их взгляды пр_кова_ы к сцен_. (12) А там живут (не)знакомые тебе люди бор_т(?)ся радуют(?)ся огорчают(?)ся. (13) За короткое время усп_ваеш_ с одним (по)настоящему сблизит(?)ся других возненавид_ть. (14) Твое понимание жизн_ становит(?)ся и глубже и полнее потому что спектакль ярким луч_м осв_щает прожитые годы и нап_лняет душу упругой силой.
(15) Побывать в хорошем театре огромная радость. (16) Остав(?)те на время повседневные заботы и посп_шите в театр.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ВЛАСТЬ ЧУДА (10 предложение):
согласование 2) управление 3) примыкание
Укажите тип сказуемого в предложении 6:
простое глагольное 2) составное глагольное 3) составное именное
Какое из слов (сочетаний слов) является грамматической основой в предложении (части предложения)
многие разговаривают (8) 3) живут люди (12)
ожидание длится (9) 4) успеваешь сблизиться (13)
Укажите вид 1 предложения по характеру грамматической основы:
определённо-личное 2) неопределённо-личное 3) безличное 4) назывное
Укажите верную характеристику предложения 14:
простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) бессоюзное
Сколько однородных членов в предложении 3:
два 2) три 3) четыре 4) пять
Объяснение:
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
7-й класс
Дидактический материал
по теме «Причастие»
Понятие о причастии
1. Выберите правильный вариант ответа.
А. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия.
а) Наклонение; б) время; в) значение действия; г) изменяемость по лицам.
Б. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.
а) Роль в предложении; б) изменяемость по падежам, числам и родам; в) наличие форм времени.
2. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.
Горячий, горелый, горящий, горя.
Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.
Отвиснув, отвисший, отвислый, висячий.
Сумев, умеючи, умеющий, умелый.
Будущий, будучи, бывалый, бывший.
Лежачий, лежалый, залежавшись, залежавшийся.
Охранный, охраняемый, охраняя, охранявший, охранять.
Играючи, играем, игривый, играющий.
Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.
Певучий, певчий, певший, напевая.
3. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.
Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.
Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.
Решить – решавший, решенный, решающий, решаемый.
Пугаться – пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающийся.
Завершить – завершающий, завершивший, завершаемый, завершенный.
Устраиваться – устроившийся, устроивший, устраивающийся, устраивающий.
Пропускать – пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся.
Вспениться – пенящийся, вспенившийся, вспенивший, вспененный.
Остаться – остающийся, оставшийся, оставленный, остававшийся.
Вырасти – выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий.
Смешивать – смешивающийся, смешанный, смешивавший, смешавший.
Рассчитывать – рассчитывающий, рассчитавший, рассчитанный, рассчитавшийся.
4. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.
Решивший – решать, решаться, решить, решиться.
Отведенный – отводить, отвезти, отвести, отвозить.
Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться.
Обломленный – обломать, обломить, обломаться, обломиться.
Учитывающий – учесть, зачесть, учитываться, учитывать.
Смешивающийся – смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.
Изучаемый – изучить, изучать, изучаться.
Мелющийся – молоть, смолоть, молоться, смолоться.
Сдерживаемый – сдержать, сдержаться, сдерживать, сдерживаться.
Запрягавший – запрячь, запрячься, запрягать, запрягаться.
Действительные причастия
настоящего и времени
Работа с карточками
Карточка 1.
А. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.
Б. Образуйте от глаголов действительные причастия времени. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и графически обозначая причастные обороты.
Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.
В. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы