1. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений.
1)Татьяна подала брату знак что б…льная хочет уснуть и все вышли пот…хоньку из св…тлицы.
2) Была особе(н,нн)ая причина по которой я (не) любил и боялся дедушку я своими глазами вид…л однажды как он с…рдился и топал ногами.
3) Голоса их были слабо слышны (по)ср…ди общ…го гула и по их лицам видно было что они отча…вались в возможности остан…вить этот бе…порядок.
4) Мы (не) остались у дяди было уже поздно и завтра встать нужно было рано потому (что) нас ждали в госп…тале.
5) Тучи мошкары обычно зв…невшие над головой подевались куда(то) они прячутся и от страшной жары и от холода.
2. Выполните задания на основе записанных предложений:
А) выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей согласной.
Б) выпишите слово с непроизносимой согласной.
В) выпишите слово, правописание суффикса в котором можно проверить постановкой в форму 1лица.
Г) замените слова БОЯЛСЯ, ГУЛ, ВСТАТЬ синонимами.
Д) определите вид связи в словосочетаниях:
Подала знак, вышли пот…хоньку, вышли из св…тлицы, однажды с…рдился, слабо слышны, общ…го гула, этот бе…порядок.
Е)Переделайте словосочетание «Возможность остановить» – в управление.
3.Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.(основы подчеркнуть)
1. Вороны и галки в тополе базарным криком(1) будили ещё холодную Росстань (2) они даже не испугались (3) когда маленькая девчушка в больших валенках (4) и в материнских рукавицах впервые вышла на полевой холм.
2. Сейчас ей хотелось попричитать (1) но она вспомнила ту майскую Росстань (2) когда цвела черемуха (3) и ребята (4) положив гармошку (5) играли у этого камня в бабки (6) а она вместе с девками пела первые частушки (7) ломая черемуху.
3. Такая счастливая была та весна (1) что по ночам никому не хотелось спать (2) и по воскресеньям Росстань всю ночь слушала гомон гулянок.
4. Рядом прогудел ночной жук; дальний увал (1) где терялась дорога (2) заволокло сумерками.
5. Пока телега с пьяным Павлом спускалась вниз (1) Мария стояла на холме (2) и муж (3) держа на её плече тяжёлую руку (4) мусолил цигарку (5) и всё не давал Марии реветь (6) а она слушалась (7) затихала (8) но через минуту снова голос её прорывался (9) и он опять успокаивал.
6. Сиренево-тёмное небо (1) если приглядеться (2) рождало новые россыпи звёзд (3) дух тёплого клевера мешался с прохладой (4) ещё не набрякшей росы.
7. Но пришла осень (1) а война разгорелась ещё шире (2) не одна товарка стала вдовой (3) и страх по ночам часто душил Марию.
8. Круглолицая недобрая луна бесшумно стелила по голубоватым снегам мёртвую желтизну (1) а днями (2) растопырив громадные уши (3) вставало холодное солнце (4) замерзшие птички (5) камушками падали в снег.
9. Над Росстанью плыла летняя тишина (1) вся равнина внизу потемнела (2) потому что (3) луна закатилась за случайное облако.
10. Даже Валдай (1) не желая (2) с гусями связываться (3) обычно уходил от них прочь (4) а корова при их виде так сердилась (5) что бросалась на них с рогами.
11. Павлуня увидел (1) как дрожит от ветра (2) торчащий из снега (3) стебель репейника (4) и догадался (5) что на улице ещё холодно (6) хотя (7) и капает с застрехов.
12. Однажды (1) взглянув на улицу (2) он увидел (3) что в одном месте на грядках снег стаял (4) и от этого там зачернела земля.
От чего зависит выбор гласной в словах : отв..рил и пос..дел? От смысла слова. Речь идет о варке, пиши А, говорим о "раскрытии", например, дверей, пиши О. Если "сЕД", то посЕдел, если что-то человек делает сИдя- И ( посИдел).
В ночь (в.п.) с шестого (р.п.) на седьмое (в.п.) января (р.п.) мы (и.п) встречали светлый (в.п.) праздник (в.п.) Рождества (р.п.) Христова (р.п.). На ёлке (п.п.) среди ёлочных (р.п.) украшений (р.п.) висела гирлянда (и.п.) из ста (р.п.) лампочек (р.п.). Вход (в.п.) в комнату (в.п.) украсила еловая (и.п.) ветка (и.п.) с пятью (т.п.) самодельными (т.п.) фонариками (т.п.). В двенадцать часов (р.п.) ночи (р.п.) на макушке (п.п.) ели (р.п.)зажглась рождественская (и.п.) звезда (и.п.), и сверху вниз побежали разноцветные (и.п.) огоньки (и.п.), радостью (т.п.) наполняя сердце (в.п.): "С Рождеством (т.п.)! С Рождеством (т.п.)!"
Подчеркни главные члены предложения во-2 м и в 3-м предложениях и стрелками покажи их связь со второстепенными.
2) На ёлке (висела где? – обстоятельство) среди ёлочных украшений (висела среди чего? – дополнение) висела (сказуемое) гирлянда (подлежащее) из ста лампочек (гирлянда из чего? – дополнение). 3) Вход (украсила что? – дополнение) в комнату украсила (сказуемое) еловая (ветка какая? - определение) ветка (подлежащее) с пятью самодельными фонариками (ветка с чем? – дополнение).Главные члены предложения – подлежащее (подчеркнуть одной чертой) и сказуемое (подчеркнуть двойной чертой). Второстепенные члены предложения – это обстоятельство (подчеркнуть _._._.), дополнение (_ _ _ _) и определение (подчеркнуть волнистой линией). Стрелками показать связь главных и второстепенных членов предложения: в скобках указано от какого главного члена (подлежащего или сказуемого) задан вопрос к второстепенному члену предложения.
Найди однокоренные слова и разбери их по составу:
1)Ёлка – корень ёл, суффикс – к, окончание – а, основа слова ёлк; ёлочных – корень ёл, суффикс – очн, окончание – ых, основа слова ёлочн.
2)Ночь – корень ночь, ночи – корень - ноч, окончание – и, основа слова ноч.
3)Еловая – корень – ел, суффикс – ов, окончание – ая, основа слова елов; ели – корень ел, окончание – и, основа слова ел.
4)Рождество – корень рожд, суффикс – еств, окончание – о, основа слова – рождеств; рождественская - корень рожд, суффикс – еств, суффикс – ен, суффикс – ск, окончание – ая,основа слова рождественск; Рождеством - корень рожд, суффикс – еств, окончание – ом, основа слова – рождеств.