1. Вступительное слово учителя
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу ноутбуков, девизом которой стало крылатое выражение "Всё своё ношу с собой".
Как вы понимаете это выражение?
Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы ноутбуков?
А знаете ли вы историю возникновения этого выражения?
Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э от врагов, покидал город налегке. Кто-то с у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект.
Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Обозначьте части речи в этом предложении.
(Из пяти слов три местоимения, а какой глубокий смысл!)
А какие вы знаете выражения, в состав которых входят местоимения?
Я хочу напомнить вам: наука доказала, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из самых первых мест по частоте употребления(17-20 %).
2. Роль местоимений в речи
Местоимения избежать повторов слов, однако излишнее их употребление может привести к непониманию того, что хотел сказать человек.
Агния Барто "Сильное кино"
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз
Её он Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла.
При местоимений можно «спрятать» отгадку в загадке:
Мое стихотворение –
Про местоимения…
Утром - так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – Он придет:
Тоненький, смущенный,-
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)
3. Разряды местоимений. Игра «Самый внимательный»
Послушайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.
Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мнепощёчину».
Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, что получил пощёчину, едва не утонул, а друг его Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг мне жизнь».
Первый с его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашунадпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакойветер не смог бы стереть это.
4. Эстафета «Кто быстрее?»
Составьте предложения:
1 команда: у ее, около их, позади его, к ее
2 команда: у нее, около них, позади него, к ней
Но в то же время это очень часто и приобретение. Возьмём крайний случай проявления неумения общаться: человек рождён аутистом - это тоже дано ему от природы. Он общаться не может в силу своего состояния. Помните фильм "Человек дождя" - он об этом. И даже в этом случае, если такому человеку он преодолеет себя и приобретёт умение общаться.
Вывод: умение общаться - и дар, и приобретение.
Будучи девчонкой, любила пробираться туда во время репетиций. Открывала дверь - и ликующий мир вагнеровского " Лоэнгрина" представал перед моими глазами : турнир, тяжелые доспехи, рыцари и их Прекрасные Дамы.
Потом играли Брамса. ..
Я всегда смотрела на дирижера. Каждое движение отточено, жест изящен, поворот плеча уместен. Заглядывая в партитуру, он выделял акценты, синкопы, выравнивал звучности. Вот поднимается палец, вот брови. Иногда он останавливает оркестр и негромко говорит несколько добрых слов. И вновь звучит музыка, и такты повторяются уже иначе. Слышу Брамса, благородную и драматичную мелодию, полную ясности и мощи... и сдаюсь. Я - расту, становлюсь умнее и чище.
Уже нет в зале дирижера, и оркестр ушел отдыхать. А я еще чего-то жду.
Здесь я любила. Музыку. Радовалась звукам оркестра, гармоничному их звучанию, предугадывала следующий аккорд и вступление новых инструментов. С обожанием следила за движением темы, пытаясь уловить динамику и контрасты, главную мысль . Просто наслаждалась.
Любите ли Вы музыку так, как люблю ее я, то есть всеми силами души Вашей? Если да, то в воскресенье, двадцать девятого, слушайте и смотрите новую оперу. Вы готовы к встрече с прекрасным ?