1. Выберите предложение, в котором употребляется составной союз:
a.Часов в восемь дождь перестал, хотя небо по-прежнему было пасмурное. (В. Арсеньев)
б.Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листочками. (Л. Толстой)
в.Несмотря на то, что было холодно, снег на воротничке таял весьма заметно. (Л. Толстой)
г.Пока я рос в другом краю, мой город вырос постепеннно. (Л. Ошанин)
Блок не пройден
2. Укажите, какого типа союз используется в предложениях:
а) Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет (Поговорка)
сочинительный
подчинительный
б) В то время как я вздремнул, взошла луна. (Л. Толстой)
сочинительный
подчинительный
в) На ветках, словно серебряные колокольчики, звенят зяблики. (Д. Зуев)
сочинительный
подчинительный
г) Денег ни гроша, зато слава хороша. (Пословица)
сочинительный
подчинительный
3. Определите, к каким группам относятся сочинительные союзы:
а) Как в настоящей литературе, так и в жизни настоящего человека нет мелочей. (К. Паустовский)
соединительные
разделительные
противительные
б) Возле меня через балкон пролетела не то огромная тёмная бабочка, не то маленькая птичка. (М. Пришвин)
соединительные
разделительные
противительные
в) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре. (А. Чехов)
соединительные
разделительные
противительные
4. Определите, к каким группам относятся подчинительные союзы:
а) Чтобы жить, надо уметь что-нибудь делать. (М. Горький)
причинные
целевые
временнЫе
условные
сравнительные
изъяснительные
б) Я считаю, что чёткая мысль требует чёткого написания. (К. Паустовский)
причинные
целевые
временнЫе
условные
сравнительные
изъяснительные
в) Мы плывём наудачу, так как темнота кажется после зарниц ещё гуще. (В. Короленко)
причинные
целевые
временнЫе
условные
сравнительные
изъяснительные
г) Ранней зимою, как только выпадает снег, залегают в берлоги медведи. (И. Соколов-Микитов)
причинные
целевые
временнЫе
условные
сравнительные
изъяснительные
д) Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло. (Н. Некрасов)
причинные
целевые
временнЫе
условные
сравнительные
изъяснительные
е) Если посеял не жди бобов. (Пословица)
причинные
целевые
временнЫе
условные
сравнительные
изъяснительные
5. Укажите пример, где запятая в сложном предложении ставится перед сочинительным союзом. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
Обратите внимание: не все предложения соответствуют условиям задания! Удобнее будет действовать методом исключения.
а.Я бродил по траве когда на неё упадёт роса. (В. Солоухин)
б.Молнии медленно загорались и гасли под каменистой равниной. (К. Паустовский)
в.Сильнее колыхнула зарница и забормотал с гром. (К. Паустовский)
г.Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. (А. Пушкин)
6. Определите предложение, в котором запятая ставится перед сочинительным союзом, соединяющим однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
Удобнее будет действовать методом исключения.
Мы не надеялись никогда более встретиться однако встретились. (М. Лермонтов)
Дикие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из тумана да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма. (В. Короленко)
Труд при учении скучен да плод от учения вкусен. (Пословица)
Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллей. (А. Чехов)
7. Укажите союз, который пишется слитно:
как(будто)
потому(что)
то(ли)... то(ли)
(в)следствие того что
8. Отметьте к каждому союзу синоним:
для того, чтобы успешно выполнить это задание, вам нужно составить сложное предложение с предлагаемым союзом, а затем попробовать заменить этот союз поочерёдно теми, из которых надо выбрать синоним. Если союз заменился с сохранением смысла, перед вами правильный ответ.
а) когда
или
также
словно
пока
Блок не пройден
б) тоже
или
также
словно
пока
в) будто
или
также
словно
пока
1Б
2А
3А
4Г
5Б
63 с верха в низ
7как(будто)
8А
всё