1. Выделите основы, поставьте пропущенные знаки препинания, начертите схемы. а) Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы и надо мной кричат орлы и ропщет бор и блещут средь волнистой мглы вершины гор.
б) Оттоль сорвался раз обвал и с тяжким грохотом упал и всю теснину между скал загородил.
в) Он шел и шел в рассветном гаме под гул машин и храп коней и он не таял под ногами а становился лишь плотней.
2. Соедините простые предложения так, чтобы в них были значения одновременности, чередования и противопоставления действий. Выделите основы.
а) Шумело мрачное море. Волны бились о скалистые берега.
б) С поля медленно поднимался туман. Дождь накрапывал.
3. Продолжите предложения так, чтобы сначала получилось простое с однородными сказуемыми, а потом сложносочиненное. Выделите основы.
а) Взошло горячее летнее солнце…
б) На столе стоял букет роз…
в) Пришла осень…
Обоснование/пояснение: В данном предложении пропущены запятые, которые нужно поставить для разделения однородных членов предложения. Однородными сказуемыми являются глаголы "шумят", "пенятся", "кричат", "ропщет" и "блещут". Наличие запятых является обязательным, чтобы предложение было грамматически правильным.
Схема:
шумят и пенятся валы,
|
шумят; пенятся валы
|
шумят; пенятся валы; кричат орлы
|
шумят; пенятся валы; кричат орлы; ропщет бор
|
шумят; пенятся валы; кричат орлы; ропщет бор; блещут вершины гор
б) Оттоль сорвался раз, обвал и с тяжким грохотом упал и всю теснину между скал загородил.
Обоснование/пояснение: В данном предложении также пропущены запятые, которые нужно поставить для разделения однородных членов предложения. Однородными сказуемыми являются глаголы "сорвался", "упал" и "загородил". В предложении есть сложноподчиненное предложение, где "и" в значении "и всю теснину между скал загородил" соединяет два сказуемых.
Схема:
сорвался раз
|
сорвался; упал обвал
|
сорвался; упал обвал; загородил теснину
в) Он шел и шел в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней.
Обоснование/пояснение: В данном предложении также пропущены запятые, которые нужно поставить для разделения однородных членов предложения. Однородными сказуемыми являются глаголы "шел", "шел", "таял" и "становился". Есть два сложноподчиненных предложения, которые соединяются союзами "и" и "а".
Схема:
шел
|
шел; шел в рассветном гаме
|
шел; шел в рассветном гаме под гул машин
|
шел; шел в рассветном гаме под гул машин и храп коней
|
шел; шел в рассветном гаме под гул машин и храп коней, таял под ногами
|
шел; шел в рассветном гаме под гул машин и храп коней, таял под ногами, становился лишь плотней
2. Шумело мрачное море, и волны бились о скалистые берега.
Обоснование/пояснение: Для соединения простых предложений с указанием одновременности используется союз "и". Основами являются глаголы "шумело" и "бились".
Схема:
шумело море и волны бились о скалистые берега
б) С поля медленно поднимался туман, а дождь накрапывал.
Обоснование/пояснение: Для соединения простых предложений с указанием противопоставления действий используется союз "а". Основами являются глаголы "поднимался" и "накрапывал".
Схема:
поднимался туман, накрапывал дождь
3. а) Взошло горячее летнее солнце, и зажглись цветы на поляне.
Обоснование/пояснение: Сначала получается простое предложение с однородным сказуемым "взошло" и "зажглись", а потом сложносочиненное предложение, где союз "и" соединяет два сказуемых. Основами являются глаголы "взошло" и "зажглись".
Схема:
взошло солнце, зажглись цветы
б) На столе стоял букет роз, и ваза с ним была изящной.
Обоснование/пояснение: Сначала получается простое предложение с однородным сказуемым "стоял" и "была", а потом сложносочиненное предложение, где союз "и" соединяет два сказуемых. Основами являются глаголы "стоял" и "была".
Схема:
стоял букет, была ваза
в) Пришла осень, и листья на деревьях стали желтеть и падать.
Обоснование/пояснение: Сначала получается простое предложение с однородным сказуемым "пришла" и "стали", а потом сложносочиненное предложение, где союз "и" соединяет два сказуемых. Основами являются глаголы "пришла" и "стали".
Схема:
пришла осень, листья стали желтеть и падать