1. Выпиши из предложений грамматические основы.
Окна и карнизы отражали косые утренние лучи, скользившие поверх всё ещё тёмных тротуаров.
2. Выпиши из предложений грамматическую основу. Укажи, словом какой части речи выражено подлежащее.
Мать любит дочь.
Каждый пусть задумается над этим во Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое. Определи вид сказуемого. Порядок слов не меняй!
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться (И. Крылов).
Русский язык меткий, гибкий, звучный (Н. Михайлов).
4. Укажи, каким согласованием, управлением или примыканием) связываются слова в словосочетании.
спать спокойно
котлеты по-киевски
затейливый рисунок
5. Выпиши из предложений обстоятельство с главным словом. Задай к обстоятельству во определи его вид по значению и чем оно выражено.
Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт (Н. Некрасов)
Вечером мы пили чай с бабушкиными плюшками и обсуждали событие, случившееся сегодня в подъезде.
6. Выпиши из предложений несогласованные определения с определяемыми словами, укажи, чем выражены определения.
Только через шесть часов мы расстояние в тридцать километров.
Прогнившая лестница на чердак пахла мышами, плесенью, нежилым.
7. Перепиши предложения, поставь, где необходимо, запятые, реши орфографические задачи. Укажи, что связывает союз и: однородные члены или части сложносочинённого предложения.
Серый день ползёт лениво и болтают (не)стерпимо на стене часы сте(н,нн)ые языком (не)утомимо (А. Фет).
Профе(с,сс)ор Гиляровский был крепыш? и силач? весельчак и остряк.
8. Реши, выделяется ли вводное слово (сочетание) запятыми или нет. Поставь, где необходимо, запятые.
Ребёнок, испугавшийся по-видимому грозы, подбежал к маме.
Под ним раздался писк, и из клочков сухой травы вдруг выпрыгнула разъярённая кошка вероятно заспавшаяся в сенном сарае (В. Соллогуб).
9. Перепиши предложения, расставляя знаки препинания, имя автора не переписывай.
В свою очередь остановились конные и пешие, лучники и панцирники и остальные включая и колонну пленных (В. Быков)
Длинная в несколько вёрст тень ложилась от гор на степи (Л. Толстой)
10. Найди в предложениях обращения и выпиши их. Спиши предложения, расставь недостающие знаки препинания.
Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей (Н. Заболоцкий).
— Ну, как же ты голова садовая не можешь запомнить? — начал он (М.
Исаковский).
11. Расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью (для передачи прямой речи используй знак «—», в качестве кавычек — "").
Успокойся сказал он Завтра поговорим.
Ты думаешь, чей это ресторан лукаво с меня Феллини Её или его? (В. Токарева)
12. Укажи виды придаточных (определительное, изъяснительное, обстоятельственное). Для этого задай во от главной части к придаточной.
Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.
Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги.
13. Определи вид подчинения.
«Бывают случаи, когда мирно стоящая на полке книга теряет своё обаяние, так как сливается с другими книгами, ей подобными».
14. Определи, какие виды связи используются в этих сложных предложениях.
Я ценю его и не отрицаю его значения; на таких, как он, этот мир держится, и если бы мир был предоставлен только одним нам, то мы, при всей своей доброте и благих намерениях, сделали бы из него то же самое, что вот мухи из этой картины (Чехов).
Подчинение и бессоюзная связь
Сочинение и подчинение
Сочинение и бессоюзная связь
Сочинение, подчинение и бессоюзная связь
15. Определи или сложное предложение перед тобой. Перепиши, расставляя запятые. Не переписывай имя автора.
Обоснуй свой выбор: выпиши грамматическую основу / грамматические основы предложения. Если предложение сложное, выпиши его грамматические основы в той последовательности, в которой они представлены в предложении.
Союзы записывать не нужно! Однородные члены запиши через запятую.
«В небе таяло одно маленькое золотистое облачко» (М. Горький)..
«Гроза и небо сразу прояснилось».
Каштанке очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг и залаяла. "Тетка, на место! -- крикнул ей незнакомец.-- Молчать!" Работа Ивана Иваныча не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом. Гусь должен был прыгать через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и махать лапками, что он и делал на глазах у Каштанки.
Когда заходишь в наш класс, сразу узнаешь кабинет русского языка и литературы. Справа на стене и в промежутках между окнами висят портреты известных поэтов и писателей. На центральной стене справа от классной доски - таблицы с орфограммами. Над ними надпись: "Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последнего дня своей жизни" (К. Паустовский). Слева от доски - нарисованный на стене красками портрет А. С. Пушкина. Под ним печатными буквами текст: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...". По центру над классной доской вмонтирован в стену видеомагнитофон. Нам часто показывают документальные фильмы о жизни и творчестве поэтов и писателей, демонстрируют фрагменты художественных фильмов по литературным произведениям. Используют видеомагнитофон и на уроках русского языка.
На противоположной стороне расположены четыре секции большого шкафа. Он занимает всю стену. Здесь хранятся учебники, пособия, видеокассеты. В одной из секций находится наша классная библиотека с картотекой и читательскими формулярами. Это дополнительная художественная и критическая литература. Книги для этой библиотеки мы собирали сами.
Между рядами парт, которые стоят в классе в три ряда, можно свободно передвигаться. Возле окна перед партами - стол учителя. Три больших окна с маленькими ажурными шторами хорошо пропускают свет. Наш класс самый просторный и светлый в школе. Я люблю свой класс