1. Выпиши из предложений словосочетания числительное + существительное, определи их синтаксическую функцию.
Выписывай в той форме, в какой слова стоят в предложении, не изменяя порядка слов, при наличии предлога — вместе с ним.
Пример:
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
три девицы — подлежащее.
.Лентяй да шалопай — два родных брата.
В соревнованиях примут участие два студента нашей группы.
Компания выплатила премию тридцати старейшим сотрудникам.
2. Выпиши из предложений слова, называющие количество (если необходимо, то с предлогом), определи их часть речи и то, каким членом предложения они являются.
Пример:
«Сил стало вдвое меньше, чем в молодости».
вдвое — обстоятельство, наречие.
Чудным майским днём семнадцатилетняя Оля прогуливалась по уснувшим переулкам с провожатым Андрейкой.
Первый успех окрылил нас.
3. Проведи морфологический разбор имени числительного. Если некоторые графы невозможно заполнить, оставь их пустыми.
Пятеро человек вошли в комнату.
1. Имя числительное —
.
Отвечает на во Начальная форма —
.
3. Постоянные признаки:
собирательное, количественное или порядковое сложное или составное? —
.
4. Непостоянные признаки:
падеж (введи полностью) —
,
род —
,
число —
.
5. Функция в предложении —
.
4. Спиши словосочетания с числительными, записывая числительные цифрами. В каком случае нужно использовать римские цифры?
Пример:
двадцатитонный груз — 20-тонный груз,
двадцатое столетие — XX столетие.
Для записи римских цифр используйте латинские буквы.
1. Двухмесячный котёнок —
.
2. В первой главе книги —
.
3. Двадцатый век —
.
4. Десятая конференция —
.
5. Двадцатиметровый забег —
.
6. Второго января —
5. Установи, к какой части речи относятся слова.
Пример:
двойник — существительное,
двое — числительное,
удвоить — глагол,
двойной — прилагательное,
вдвое — наречие.
1. дважды —
,
2. шестёрка —
,
3. двухэтажный —
2. Гони! Наш не любит оборванной черни! (Н. А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда» )
3. С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И. С. Тургенев, «Муму» )
Ничто не сблизит больше нас,
Ничто мне не отдаст покой.. .
(М. Ю. Лермонтов, «Стансы» )
4. И кто-то, упав на карту,
Не спит во сне.
(М. И. Цветаева, «И кто-то, упав на карту…» )
5. Жить – это только привычка. (А. А. Ахматова, «Нас четверо» )
Река Нерль спокойно несет свои воды рядом с храмом, лодка покачивается на воде. На противоположном берегу гуляет женщина с ребенком. Спокойно и легко под сенью старинного храма, под его защитой. Высоко стоит он над родными просторами, далеко вокруг просматриваются поля и луга с его колокольни.
Покоем и умиротворением веет от картины В. С. Герасимова. Так и рвутся из самого сердца слова знаменитого русского поэта Николая Рубцова: «Тихая моя родина» . Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности. Именно такой предстает Россия на полотне В. С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». 8 класс писала) поставили 5/5