1.Выпишите цифры предложений, в которых нет вводного слова. Знаки препинания не расставлены.
1)Казалось снег идти хотел.
2)Очертание строившегося дома казалось похожим на корабль.
3)Развитие их должно быть одновременным.
4)Зверей в лесу заставляет насторожиться должно быть даже шорох падающих листьев.
2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прощай (1) моя родина! Север(2)прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки(3) останусь я сыном твоим!
Прощайте(4) вершины под кровлей снегов,
Прощайте(5)долины и скаты лугов,
Прощайте(6)поникшие в бездну леса,
Прощайте(7) потоков лесных голоса.
(С. Маршак)
3.Каким примером можно проиллюстрировать следующее утверждение:
« Если междометие О употреблено вместе с обращением, то знак препинания после междометия не ставится»?
1) Он думает о сцене.
2) Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
3) Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
4) В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою..
4. В каком предложении слово ТАТЬЯНА употреблено как подлежащее?
1)Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
3)Итак, она звалась Татьяной.
4) Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит.
5. В каком предложении используется рас обращение?
1) Сын мой Петруша! Ты нас о родительском нашем благословении.
2) О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
3) В каждом сердце возникает, -
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!
4)Зачем вы здесь?
6. Какие утверждения являются ошибочными? Выпишите соответствующие номера.
1)Обращения, вводные слова и междометия находятся в границах осложнённого предложения.
2)В современном языке для обращения используется местоимение ты.
3)Вводные конструкции грамматически связаны с подлежащим.
4)Междометия выражаются различными чувствами.
7. Какие слова являются грамматической основой в предложении:
Около Константинова росла (да и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Отъезжающие, займите места в вагонах!
2) Чего тебе надобно, старче?
3) Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
4) Друг мой, друг далёкий вспомни обо мне!
10. В каком предложении выделенное слово является вводным? (Знаки препинания не расставлены).
1) В доме напротив со звоном осыпалась расколотая витрина.
2) Это бывало с ним уже не раз.
3) Одним словом можно выразить целую мысль.
4) В мае возможно будут заморозки.
11. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых вводные слова выражают уверенность?
1. Длинные ряды стеллажей, казалось, уходили в бесконечность.
2. Конечно, здесь был и маленький садик.
3. Вероятно, с той поры о Тобольском кратере забыли вообще.
4. Наши спортсмены, безусловно, оказались лучшими в этом заезде.
12. Какое утверждение является неверным?
1) Обращение и вводные слова не связаны с другими словами ни сочинительной, ни подчинительной связью.
2) Вводные слова являются членами предложения.
3) Вводные слова на письме выделяются запятыми.
4) В поэтической речи обращениями могут быть неодушевлённые существительные.
13. Выполнить письменный пунктуационный разбор предложения (знаки препинания не расставлены):
Наконец после очень длинной и тяжёлой болезни мама выздоровела.
14. Выполнить письменный синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены):
За окном метель метёт и видать не скоро перестанет.
Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то
свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями.
И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе
большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится каркас композиции.
Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также
спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое,
плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как
птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды, весь – олицетворение
того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения.
Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он
так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку,
находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется
скалистый берег.