(1) За лето сопрела от сырости нежилая Васина избушка. (2) Обвалился в ней потолок приплюснул избушку вдавил ее в гущу жалицы хмеля и чернобыльника. (3) Торчали из бурьяна только полусгнившие бревешки но и они постепенно покрылись дурманом, черемухами а ниточка ключа пробила себе новое русло и потекла по тому месту, где стояла избушка. (4) Но и ключ скоро начал истоньшаться хиреть и в одну из весен совсем умолк. (5) И сразу начали сохнуть черемухи увял и выродился хмель а потом унялась и разнотравная дурнина.
(6) Ушел человек и жизнь в этом месте остановилась.
(7) А люди?
(8) Непонятно устроены люди! (9) Пока Вася-поляк был жив они относились к нему по-разному иные не замечали его, как лишнего человека. (10) Иные даже и поддразнивали пугали им ребятишек а иные жалели убогого человека. (11) Но вот помер Вася-поляк и селу стало чего-то недоставать. (12) Какая-то виноватость томила души людские и не было уж такого дома, такой семьи в селе, где бы не помянули его добрым словом в родительский день и в другие тихие праздники и оказалось, что в незаметной жизни был он вроде праведника и людям смиренностью, почтительностью быть лучше и любить друг друга.
(13) В войну какой-то лихой человек начал воровать с деревенского кладбища кресты на дрова и первым унес он грубо тесанный лиственный крест с могилы Васи-поляка.
(14) И могила Васи-поляка утерялась но не исчезла о нем память. (15) И по сей день женщины нашего села нет-нет да и вспомнят его с печальным и долгим вздохом и чувствуется, что вспоминать им его благостно и горько.
Найдите в тексте все ССП, разделите их на группы в зависимости от видов сочинительных союзов.
ответ оформите в виде таблицы, записав номера ССП в соответствующие столбики.
Обратите внимание на то, что в тексте пропущены знаки препинания.
1. Поставьте глагол в инфинитив, не меняя вида глагола:
Колыш...тся (что делает?) – колыхАться (что делать?)
2. Посмотрите на конец слова – заканчивается на -Ать
3. Вспомните, что ко 2 спряжению относятся следующие глаголы, стоящие в начальной форме:
а) все глаголы на -Ить, кроме брить (1 спр.), стелить (1спр.);
б) 11 следующих глаголов (запомните, как стихотворение):
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А ещё терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть.
4. Следовательно, все остальные глаголы, которые не перечислены в п. 3, относятся к 1 спряжению (глаголы на -ать, кроме перечисленных; на -еть, кроме перечисленных; на -ять, на -ыть, на -оть и др.)
5. Возвращаемся к пункту 2. Делаем вывод: глагол «колыхАть» – 1спряжение (сверили с перечисленными в п. 3).
Значит, в настоящем времени пишем: колышЕм, колышЕшь, колышЕте, колышЕт, а в нашем примере – трава колышЕтся.
Задаем вопросы неодушевленного имени существительного «Что?», отвечаем «пятерка, тройка». Значение слова «двойник» уточняем в словаре и узнаем, что это «человек неотличимый, или очень похож на другого внешне или внутренне». Значит, это одушевленное существительное и оно отвечает на вопрос «Кто?».
Если эти слова отвечают на вопросы имени существительного, значит, у них есть другие признаки этой части речи. Мы знаем, что существительные склоняются по числам и падежам.
Просклоняем:
• по числам: единственное число – «пятерка, тройка, двойник», а множественное число – «тройки, пятерки, двойники».
• По падежам:
И.п. тройка, пятерка, двойник
Р.П. тройки, пятерки, двойника
Д.П. тройке, пятерке, двойнику
В.п. тройки, пятерки, двойника
Т.п. тройкой, пятеркой, двойником
П.п. о тройке, о пятерке, о двойнике.
• Окончание – а в словах «тройка, пятерка» указывает на 1 склонение женского рода, а нулевое окончание в слове «двойник» на 2 склонение мужского рода.
Значит можно УВЕРЕННО СКАЗАТЬ , что слова «пятерка», «тройка», «двойник» относятся к имени существительному, потому что числительные обозначают количество предметов или число, не имеют рода и по числам не изменяются. К тому же, все числительные можно написать цифрами, а слова «пятерка», «тройка, «двойник» не пишутся в предложении цифрами – только словами. Числительными же являются слова «пять», «три», а слово «двойник» - однокоренное с числительным «два».