1 задание. Сравните 2 текста. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии текстов. Параметры для сравнения Текст 1 Текст2
Тема
Идея
Тип текста
Стиль текста
Жанр
Вывод
Текст 1
Дорогие ребята.
От души приветствую ваше желание добрыми делами и старательной учебой оправдать честь быть юными гагаринцами.
К тому, что вам известно о Юрии Алексеевиче, я хотел бы добавить несколько слов.
Молодым рабочим парнем пришел он в авиацию. Свойственное ему трудолюбие, настойчивость позволили Юрию Алексеевичу стать отличным летчиком и быть принятым в отряд советских космонавтов.
После своего полета он еще с большим старанием овладевал знаниями, готовился к новому полету и в то же время был непременным участником в подготовке других космонавтов, провожал нас в космос и встречал при возвращении.
Имя Гагарина известно миллионам людей. Все, кто с ним встречался, навсегда сохранят его образ - советского человека, вдумчивого, спокойного и скромного, готового на подвиг во имя Родины.
Желаю вам успехов в учебе, спорте, крепкого здоровья и счастья.
Летчик-космонавт СССР Г.Титов.
9.10.1980г."
Текст 2
15 МАЯ
Проснулся в 4 часа утра, спать не могу, собрал воздуховод. Потом целый день занимались расконсервацией станции, работали до часу ночи, устали, голодные.
16 МАЯ
Сегодняшний день назвали в программе «Время» днем активного отдыха. Это звучало как шутка, так как весь день работаем. Смотрел сейчас Землю при входе в терминатор, летели над Северной Америкой, линия горизонта напоминает стену пирамиды, состоящую из трех и более слоев.
17 МАЯ
Первый день поспал, как на Земле, почувствовал, что отдохнул, голова не болит.
В 14.06 запустили студенческий спутник Московского авиационного института. Смотрел после отделения спутника через левую шлюзовую камеру, как он отходил по левому борту.
Красиво!
Летим на высоте 350 км, смотрим сегодня в иллюминатор с Толей и говорим: «Ради вот всего этого можно сколько угодно лет готовиться на Земле, ничего не жаль, чтобы увидеть и ощутить так нашу Землю». Иду спать, уже поздно, а завтра вставать рано, день плотно загружен. Времени, положенного на послеобеденный отдых, физподготовку, стало меньше. Но сегодня выспались на славу и самочувствие, как на Земле. Все адаптировались.
(Из книги лётчика-космонавта СССР В.Лебедева «Дневник космонавта».)
ОТВЕТ: Сложным предложением называется объединение двух или более простых предложений, образующих единое смысловое и грамматическое целое. Отличить его от простого количество грамматических основ (подлежащее и сказуемое). Простое предложение состоит из одной грамматической основы (травка (_) зеленеет (=)), а сложное - две и более (травка (_) зеленеет (=), солнышко (_) блестит (=)).
Вопрос 2. Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?
ОТВЕТ: Части сложного предложения могут быть связаны между собой:
1. Сочинительными союзами а, и, но (сложносочиненное предложение). Пример: [Я пошла домой], а [Дима отправился в магазин].
2. Подчинительными союзами или союзными словами: что, когда, потому что, где, если и т.д. (сложноподчинённые предложения). Пример: [Вдруг я услышал], (что в вышине запел жаворонок).
3. Без союзов (бессоюзные). Пример: [Шёлк не рвётся], [булат не сечется].
Вопрос 3. Что общего у союзов и, а, но, и в чем они отличаются?
ОТВЕТ: Общее -это соединение частей сложного предложения. Отличие: А, НО - противительные союзы (выражают отношения противопоставления, различия, несоответствия); союз И является соединительным (выражает отношение перечисления).
Вопрос 4. Запятая в сложном предложении и ее роль.
ОТВЕТ: Запятая в сложном предложении делит его на части, т.е. разграничивает простые предложения.
Вопрос 5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в постановке запятой в сложном предложении с союзами и, а, но и в предложении с однородными членами и теми же союзами?
ОТВЕТ: Нужно помнить правила:
1. Перед союзами А, НО всегда ставится запятая.
2. Если союз И соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится (На лугу цвели ромашки и незабудки); если И соединяет части сложного предложения - запятая, как правило, нужна (Люди спали, и собака ревниво сторожила их).