1) Замените действительные причастия страдательными и запишите получившиеся выражения. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах причастий -ем- и -им-. Образец. Ученики, выполняющие упражнения - упражнения, выполняемые (выполнять, I спр.) учениками.
1. Ветер, колеблющий листья. 2. Туман, покрывающий долину. 3. Стрелок, видящий цель. 4. Солнце, освещающее вершины гор. 5. Море, омывающее скалы.
2) Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте морфемы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени. Назовите виды орфограмм на месте пропусков.
1. Небо украшено узорами сверка..щих звёзд. 2. Два подростка невид..мые в сумерках спутывали лошадей. 3. Густой, бурый дым выбрасыва..мый паровозом тянется над лесом. 4. Успокаивается море ласка..мое восходящими лучами солнца. 5. Мы пр..ближаемся к молу охраня..щему вход в гавань от ра..ярённых волн. 6. Красиво алеет з..ря, разливаясь по пен..щейся шири ок..ана. Решите
не простую, а которая умела выполнять желания, но только того, кто ее поймал. Узнал это дед, и говорит рыбке:
-Милая госпожа! Если вы правда исполняете желания, то можете снова сделать меня молодым и мою бабку тоже?
-Могу, но только одного тебя, старуху не могу, она с тобой меня не поймала.
-Хорошо, пусть будет так!
И превратила она старика в молодого красавца и отпустил обратно рыбку с Сладкое озеро. Как хорошо! Бороды нет, морщин тоже, можно быстро передвигаться! Просто рай! И пошел дед домой.
Пришел наш молодой "дедушка" домой, на крыльце сидит старуха, белье стирает.
-Здравствуй, женушка моя!
Старуха наша не видит ничего, совсем со зрением плохо:
-Кто вы молодой человек! А ну, брысь отсюда! Сейчас придет мой старик и выгонет вас! Идите по добру, по здорову восвояси!
Ну и ударила его старуха рукой по по макушке, нечего тут всяким неизвестным личностям шататься!
Понял тогда дед, не узнала его собственная жена! Как обидно! Пошел старик снова к озеру и выловил рыбку:
-Государыня, извиняюсь за беспокойство, но не могли ли вы меня нова превратить в старика, меня моя старушка не узнает!
-Ну ладно, так уж и быть, будет по-твоему.
И обратила рыбка его снова в старика. Так и ему привычней и старуха узнала. Встретились они снова обнялись и стали жить долго и счастливо!
У меня дома тоже есть золотая полка. На ней стоят совершенно разные книги. Это энциклопедии, русская классика, историческая и зарубежная литература. Каждая из книг мне по-своему дорога и близка.
Одно из почётных мест на моей золотой полке занимает роман В. Каверина «Два капитана», прочитанный несколько лет тому назад. Однажды мне предстоял нелёгкий выбор: продолжить занятие своим любимым делом или, испугавшись трудностей, бросить всё на полпути, так и не достигнув намеченной цели. На счастье я в подарок получил книгу В. Каверина «Два капитана». Она стала для меня настоящим открытием. Эта книга полностью изменила мой взгляд на мир, а самое главное мне сделать свой выбор. Мне захотелось быть похожим на главных героев. И также как они, не отступая перед трудностями, довести начатое дело до конца.
Я считаю, что у каждого человека должна быть своя золотая книжная полка. Любимые книги делают нас добрее, учат принимать важные решения, обдумывать свои поступки, а самое главное - позволяют обрести душевный покой. Очень хорошо об этом сказал в своём произведении «Ни дня без строчки» Ю. Олеша: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои нам жить и лучше понимать жизнь».