1. Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.
Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, лиловую даль. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играет на своей скрипке.
2. Исправь грамматические ошибки.
Егонная мать, думаю по вас , с мной, в сколька метрах?
3. Напиши в сочетаниях «не» или «ни».
(Н…)кто не с явился( н…)(с )чем, (н…)чего раздражаться, не боялся (н…)чего.
4. Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.
Не встречался ……… , не разговаривал ………, не советовал ………, не видел ……….
5. Отгадай загадки.
• В каком местоимении два звука, но одна буква?
• Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, а вместе – овощ.
6. Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.
Все от дождика промокли.
Люди ходят и от счастья
Ничего сказать не могут.
7. Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.
• Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.
• Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и мы много от неё узнали интересного.
• Барыня приказала убрать щенка .Он выполнил её указание.
8. Какие буквы нужно вставить в следующем предложении? Н….чего тому страшиться, кто н…чего не боится. Выберите правильный ответ.
а) В l-м случае и, во 2-м- е.
б) В обоих случаях и.
в) В l-м случае е, во 2-м - и.
г) В обоих случаях е.
9. Слитно, раздельно или через дефис нужно писать слова:
1) кое(с)чем, 2) какая(то), З) (ни)чему? Выберите правильный ответ.
а) В l-м случае слитно, во 2-м - через дефис, в 3-м - слитно.
б) В l-м случае раздельно, во 2-м - через дефис, в 3-м - слитно.
в) В l-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м слитно.
г) в l-м случае слитно, во 2-м И в 3-м - раздельно.
д) Во всех случаях слитно.
е) Во всех случаях через дефис.
10.Определите синтаксическую роль местоимения в каждом предложении.
а) Нас сочетала строгая пора.
б) Он рукой разровнял гальку.
в) У нас чужие очень редки.
г) Тоска сжимала её сердце.
А. Подлежащее. Б. Дополнение.
В. Определение. Г. Обстоятельство
указательное слово – тот, союзное слово - кто
2. То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. Указательное слово – то , союзное слово - которое
3. За каждый глоток воды люди должны платить господину Ковальскому столько, сколько он пожелает.
Указательное слово – столько, союзное слово - сколько
4. Счастье зачастую оказывается совсем не там, где его ждешь. Указательное слово – там, союзное слово - где
5. И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет. Указательное слово – тот, союзное слово - кто
1. ( Кто = ), [ - = ]
2. [ - = ], ( которое = )
3. [ - = ], (сколько - = )
4. [ - = ]. (где = )
5. [ - , (кто = ), - = ]
Слова в схемах : кто, которое, кто - являются союзными словами и подлежащими, поэтому подчеркнуты одной чертой
Первое простое предл.-е Лист ещё жил, слабо дыша воедино сплетёнными жилками; второе - но силы его растратились на этот краткий и бесконечный миг падения.
Первое предл.-е осложнено деепричастным оборотом.
Грамматическая основа 1-го предл.-я лес жил, 2-го - силы растратились.
[ ], но [ ].
Между простыми предложениями ставится запятая перед союзом НО, в конце - точка.