1.
Запишите диалектизмы (разных территорий), попытайтесь найти соответствующие им по знамению литературные слова среди данных ниже.
Диалектизмы: детёнок, полевка, полявка, скоринка, чоботы, гидкий, гукать, дюбать, звырить, картит, откоснись, подперезаться, скородить, турчит, нема, нехай, коли, ти.
Литературные эквиваленты (равнозначные слова):
ди¬кая яблоня; жидкий суп; ребёнок; сапоги, обувь; хлебная корка; гадкий; бороновать; клевать; звать; не приставай; плакать; тянет на что-то, очень хочется; подпоясаться; течёт, издавая звук; нет; пусть; когда; ли.
2.
Эти разговорно-сниженные, выходящие за рамки литературной лексики) слова распределите на две группы:
а) с нарушением собственно языковой нормы (ударения, произношения, образования слов, их форм, словосочетаний, предложений);
б) с нарушением этической нормы (т. е. слова с пренебрежительной, уничижительной, презрительной оценкой, грубые, бранные слова).
3.
Для каждого слова самостоятельно подберите литературный эквивалент.
Цаца, хворость, утроба, мурло, захребетник, болван, дурак, олух, кляузник, задрипанный, свинячий поступок, бузовать, свербеть, сквалыжничать, скукожиться, отдуть, шпарить на гитаре, здорово шпарит по-английски, посо¬бить, вы сёрбать, одень пальто, утёк из дома, гукни его, едь быстрее, незнамо, хоть бы хны, дудки (меж¬дометие), магазин, сантйметр, уведомить.
4.
Определите слова нелитературные) и выпишите разговорные (не выходящие за пределы литературной нормы, но употреб¬ляемые лишь в непринуждённой беседе). Проверьте себя по толковому словарю.
Брандахлыст, брюхо, бузить, глузды, губастый, дрых¬нуть, дрянцо, дрязги, загородка, ихний, кавардак, ка¬юк, кликать, кувалда, мастак, мурло, надуть (кого-либо), обормот, обтрепаться (ты совсем обтрепался), причиндалы, свербёж, талдычить, фига, хлопотун.
5.
Охарактеризуйте с точки зрения соответствия языковой, этической норме и уместности употребления каждое из данных ниже однокоренных слов.
Жадность, жадный, жадно, жадничать, жаднеть, жа¬дина, жадюга, жаднёхонький.
Обращение к кассиру мясного отдела магазина: «Выбейте мозги из кости». 8) Сколько времени? 9)
Ребенок рисует в тетради, ему говорят: «Ну что ты там чиркаешь?» 10) Я прогулял два
часа. 11) Играйся с другими детьми. 12) Книгу заверни в бумагу. 13) Вымокли под
дождем. 14) Закапывайте в нос. 15) Я объявляю тост. 16) Замечание в его адрес? 17)Отряхни обувь от снега. 18) После отпуска она хорошо выглядит. 19) За чем вы
стоите в очереди? 20) Он свой доклад высиживает, словно курица яйца. 21) В будущем году мы надеемся добиться лучших результатов. 22) Он одолжил у меня порядка ста рублей. 23) Домовой комитет проводит заседание в среду. 24) В итоге все образовалось.
25) Налей мне борща. 26) Оплатите проезд. 27) Волнующе действует на меня. 28)
Мне некогда заниматься воспитанием: я человек занятой. 29) Следует предпринять меры. 30)
Лично наш отдел работал хорошо. 31) До которого часа открыты промтоварные магазины? 32)
Продукция по сравнению с годом хорошая. 33) Дружеская беседа
подходила к концу. 34) Поезд должен был прийти через полчаса. 35) Я три дня находился на бюллетеню. 36) Я хорошо написал автобиографию
Книжному стилю свойственно соблюдение литературной нормы: отсутствие междометий, употребление причастий и деепричастий, предпочтение существительных глагольным формам, использование прилагательных, официальный стиль речи.
Когда я вышел на лесную поляну, я удивился от увиденной мною картины. Два ежа пытались сорвать огромный боровик, росший на краю поляны. Гриб был большим, его ножка была крепкой и толстой, поэтому ежики так и не смогли его повалить. Так он и остался стоять на краю поляны.