1. Запишите ключевые слова/словосочетания данного отрывка. 2. Сформулируйте основную мысль, используя ключевые слова.
3. Напишите эссе, размышляя на тему, поднятую автором.
Все, кто слушает кюй, полны мыслью одной,
Звуки, словно верблюды, бредут чередой.
Слуги, ханша, батыр и властительный хан
В тишине наслаждаются этой игрой.
Точно все онемели, кругом тишина.
Все безмолвно, домбра лишь стрекочет одна:
То камыш зашумел, то ручей зажурчал,
То в степи заунывная песня слышна.
Тигр рычит, на охоту идя в камыши,
Все живое безмолвно от страха в тиши.
Быстроногий скакун рассекает толпу,
По домбре ударяет рукою кюйши.
Все притихли, домбра лишь стрекочет,поет,
И стоянку вокруг заполняет народ.
Песнь кочевья играет кюйши молодой —
Как бы мог заслужить он иначе почет?
То к горам поднимается песня легко,
То звенит, словно струйкой течет молоко;
То как ветер прохладный, касается щек,
То как ливень, бурлит и шумит широко.
Птицей билась домбра и косила крыло,
Все внимали с печалью, склоняя чело,
И тогда лишь замолкнуть просили кюйши,
Когда вечером солнце за степью зашло.
(Перевод Вс.Рождественского)
Его никто не заметил, никто не удерживал (никто - именительный падеж).
2. Через пять минут никого не осталось на улице (никого - родительный падеж).
3. Больше ждать было некого (некого - родительный падеж).
4. Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего (ничего - родительный падеж).
5. Никто ничего не узнал о происходившем (никто - именительный падеж; ничего - родительный падеж).
6. Мне решительно скрывать нечего (нечего - родительный падеж).
7. А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать (некому - дательный падеж).
8. Им ни в чём нельзя доверять (ни в чем - предложный падеж).
9. Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины (не на чем - предложный падеж).
10. Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат (никакими - творительный падеж).
Можете первому 40 баллов
Слитно или раздельно вы напишете НЕ с именами прилагательными в каждой паре предложений? Объясните свой выбор.
1) Во время выступления его голос был негромким, а тихим. - Во время выступления его голос был не громким, но уверенным.
2) Малина в этом году некрупная, а мелкая. - Малина в этом году не крупная, но вкусная.
3) Он решил выучить наизусть небольшое стихотворение, а маленькое. - Повесть не большая, но интересная.
4) Платье несветлое, а тёмное. - Платье не светлое, но красивое.
5) Мы ели неспелые, а совсем ещё зелёные яблоки. - Яблоки не спелые, но уже вкусные.
6) Дорога здесь неровная, а ухабистая. - Дорога здесь не ровная, но зато самая короткая.
7) День был нежаркий, а холодный. - День был не жаркий, но безветренный.
8) Последнее задание в контрольной работе было нетрудным, а, как мне показалось, лёгким. - Задача была не трудной, но запутанной
Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно