(1)Жизнь и смерть Андрея Дмитриевича Сахарова заставляют нас думать о той опасности для человечества, которую представляет собой современная наука. (2)Мы видим, что многие научные открытия развязыванию войн, укреплению тоталитарных режимов и несут угрозу уничтожения жизни на Земле. (3)Поэтому серьёзный вопрос об ответственности учёного перед обществом не может не тревожить всех людей науки и в гуманитарных, и в других областях знаний. (4)Но, конечно, не случайно этот поворот начался в области физики.
(5)Физики, с одной стороны, были активными участниками тех угрожающих экспериментов, которые сделала наука в нашем веке, и именно здесь сказалась опасность «чистой науки». (6)Когда шли первые дебаты об атомной бомбе, у многих физиков (а мне приходилось со многими видными физиками беседовать) появилась соблазнительная возможность проверить теоретические знания.
(7)Теоретические знания, которые представляются совершенно чистым делом и, бесспорно, достижением человечества, широко могли быть проверены в области, которая казалась удалённой от проверки. (8)И не каждый из физиков обладал силой Эйнштейна, чтобы отказаться от искушения тем, что мои знакомые физики называли «прекрасными опытами». (9)И именно физики же первыми схватились за голову, увидав, что выпустили джинна из бутылки. (10)Они думали подчинить себе военную технику, но оказалось, что военная техника подчинила их себе. (11)Отсюда то чувство вины, которое руководило Андреем Дмитриевичем Сахаровым и другими физиками. (12) Но надо было обладать такой душой и такой культурой, чтобы так это пережить и так искупить, как это сделал Сахаров. (13)Фактически он пожертвовал жизнью, потому что обрёк себя на путь преследований вместо обеспеченного ему пути физика-теоретика, при котором можно было жить и оставаться честным человеком. (14)И никто бы не сказал, что он каким-то образом нарушает этику.
(15)Сахаров — крупный учёный, крупный политик, но прежде всего он человек больной совести, огромной совести, которая входит в традицию культурной деятельности вообще и всегда была лучшей чертой русской культуры. (16)Эта «больная совесть», как говорил Глеб Успенский, боль не за свои преступления. (17)Очень легко сказать: «Не я виноват, не я винил». (18) И действительно, никто не обвинит! (19)На то и больная совесть, чтобы увидать ответственность там, где можно легко от неё отстраниться.
(20)Главное, что я вижу в личности Сахарова, — это не его облик учёного, тоже достаточно значительный, и даже не его, не будет преувеличением сказать, героическую деятельность (ведь умер он как солдат — в бою), главное — это реабилитация совести как основного принципа жизни. (21)И это очень важно потому, что традиционно наука сегодня, опираясь на объективные законы, как бы отделилась от морали.
(22)С того момента, как кончилось средневековье и мы отделились от религиозного обоснования в нашей деятельности и оценках и перешли к представлениям о практических ценностях, мы отнесли этические ценности или же к области лицемерия, или же к области наивности. (23)Моралисты оказались осмеянными, и, чтобы не выглядеть жалкими, им нужно, как Сахарову, как Льву Толстому, заплатить жизнью. (24)Сахаров показал, что люди масштаба Льва Толстого у нас не исчезли. (25)Всё время казалось, что тот век уже кончился и таких людей, на которых оглядывается мир, уже нет. (26)Таких людей всегда бывает очень мало, их не может быть много. (27)Но на них в значительной мере и держится мир.
(По Ю.М. Лотману*) * Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) — русский литературовед, культуролог и семиотик.
26. «Труды многих учёных, чьи научные открытия оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие на жизнь человечества, всегда вызывали и вызывают большой интерес у окружающих. С такого тропа, как (А) («чистое дело» в предложении 7, «больная совесть» в предложении 15), Ю.М. Лотман убедительно доказывает, что теоретические знания, воплощённые в жизнь, часто приводят к последствиям, за которые каждый учёный несёт личную ответственность. Но, по мнению автора, дано это чувство совести, к сожалению, далеко не каждому. Вот почему современная наука и её плоды принесли среди прочего и утрату этических ценностей. Результаты этого автор описывает при такого синтаксического средства выразительности, как (Б) в предложении 22. А такие синтаксические средства, как (В) (в предложениях 4, 7), (Г) (предложение 18), передают отношение автора к сложившейся ситуации».
Список терминов:
1) противопоставление 6) гипербола
2) фразеологизм 7) восклицательное предложение
3) анафора 8) ряд однородных членов
4) вводные слова 9) метафора
5) метонимия
человечество не смогло бы прожить без языка. язык дает нам возможность общаться - обмениваться информацией. с его мы получаем образование. без языка не было бы нации. это аксиома. старославянский язык развивался и изменялся на протяжении многих лет вместе с народа, вместе с самим народом.
языка – народа
азбука. с самого начала нашего жизненного пути мы встречаемся с этим словом, повторяем его не один раз: когда идем в первый класс, получаем в руки учебник с этим названием, когда учим наших детей. но едва ли многие из нас задумывались, откуда появилось это слово? вопрос несложный, многие уже знают, что название это образовано от первых двух букв в старославянском букваре азъ и буки.
нашего языка - это часть народа, можно сказать, её . и нам необходимо иметь хотя бы минимальный багаж знаний о нашем языке. хотя в книжных магазинах полки заставлены книгами о происхождении языка, у нас не всегда есть время их почитать
в письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.
поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
на основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
установите отношения внутри каждого блока.
постройте горизонтальную схему сложного предложения.
расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
пояснення: