На картине Виктора Васнецова «Аленушка» мы видим героиню одноименной сказки, несправедливо обиженную людьми. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Что же будет дальше?
Природа, изображенная на картине, отражает внутреннее состояние девочки. В предчувствии недалекой зимы сумрачно насупилось и тяжело нависло низкое осеннее небо. Неподвижен и темен пруд, в его таинственной глади лишь смутно отражается сарафан Аленушки.
Но не все мрачно в пейзаже, окружающем Аленушку. В отдалении видны елочки, манящие вечно молодой зеленью, чуть ближе — стройные осинки. Осинки стоят совсем недалеко от девочки и под набегающим ветерком, осыпая Аленушку золотыми листьями, словно шепчут ей: «Не плачь, не горюй! » А стебли камыша слева от девочки и на переднем плане картины совсем твердые, жесткие и прямые, будто хотят сказать ей, чтобы она не плакала и выпрямилась так, как они.
Рабскую долю женщины в живописи изображали и другие мастера, но, в отличие от них, Васнецов раскрыл эту тему в истинно народном стиле. Ведь в этой картине воплотилась не только сказка. Сам автор говорил, что в ней «...чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир.. . и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее! » Сам Васнецов признает в этой картине обобщение русского типа женской духовной красоты.
Они здесь — ожидающие, молчаливые,не толпятся, не требуют, не напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль стены.Когда ты пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся вперед Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе. книги,которые странствовали многие увидевшие свет,но все они говорят на магическом языке,все заставляют сильнее вздыматься нашу грудь.Они волнуют,но они и успокаивают,они обольщают,но они и унимают боль доверившегося В мрачные дни душевного одиночества, в госпиталях и казармах, в тюрьмах и на одре мучений — повсюду вы, всегда на посту, дарили людям мечты, были целебной каплей покоя для их утомленных суетой и страданиями сердец! Вы всегда могли увлечь в свою возвышенную стихию погрязшую в повседневности душу и развеять любые тучи с ее небосклона.Ваше слово,как огненная колесница,возносит нас из тесноты будней в простор вечности.
Природа, изображенная на картине, отражает внутреннее состояние девочки. В предчувствии недалекой зимы сумрачно насупилось и тяжело нависло низкое осеннее небо. Неподвижен и темен пруд, в его таинственной глади лишь смутно отражается сарафан Аленушки.
Но не все мрачно в пейзаже, окружающем Аленушку. В отдалении видны елочки, манящие вечно молодой зеленью, чуть ближе — стройные осинки. Осинки стоят совсем недалеко от девочки и под набегающим ветерком, осыпая Аленушку золотыми листьями, словно шепчут ей: «Не плачь, не горюй! » А стебли камыша слева от девочки и на переднем плане картины совсем твердые, жесткие и прямые, будто хотят сказать ей, чтобы она не плакала и выпрямилась так, как они.
Рабскую долю женщины в живописи изображали и другие мастера, но, в отличие от них, Васнецов раскрыл эту тему в истинно народном стиле. Ведь в этой картине воплотилась не только сказка. Сам автор говорил, что в ней «...чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир.. . и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее! » Сам Васнецов признает в этой картине обобщение русского типа женской духовной красоты.