10. Составь картотеку слов к орфограмме «Непроизносимые согласные их проверки. Расскажи в классе.
подбора проверочных слов к словам
с непроизносимыми согласными
Измени форму глагола:
свистеть,
свистнул
хрустнул
хлестнул
Прилагательные проверяй
глаголом:
опасный - опасаться,
грустный -
запасной
Прилагательные проверяй
существительными:
радостный - радость,
ненастный - ..., известный
звездный
прелестный
вкусный
Полные прилагательные
проверяй краткими прилага-
тельными:
вкусный - вкусен, опасный
прекрасный - ужасный
честный - честен.
известный
ее
Прилагательные и существительные проверяй существительны-
ми с суффиксами -очк-, -ечк-:
звёздный звёздочка, сердце -
костный тростник
местный
Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, "Внешность человека, которого я видел однажды…"). Или воображение ("Мой портрет через 10 лет").
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Возможные определения:
Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные...
Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский...
Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой...
Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…
Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская...
Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная...
Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная...
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
2. Мы искали не только редкие растения, но и ещё неизвестных науке животных.
3. Прилетевшие с юга птицы начали вить гнезда, готовясь к появлению птенцов.
4. Выяснив, что объем производства уменьшился, я задал себе вопрос как о причинах этого явления, так и о его последствиях.
5. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы товарищу.
6. Сделав краткое вступление, лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы.
7. Исписанные ровным почерком страницы лежали не только на столе, но и на полу.
8. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае надо учитывать местные особенности.
9. Возле стола стояли стулья, предназначенные для гостей, и две кухонные табуретки для нас.
10. Двадцать первого мая у моего брата, вернувшегося из армии, был день рождения.
Когда она с грустью вспоминала о возможном, но ушедшем счастье, на её лице появлялась печать тоски и давней обиды.
12. Он не только ходит на курсы, но и занимается самообразованием.
13. Когда актриса сыграла роль сильной женщины, ей стали предлагать аналогичные роли в сериалах.
14. Кролик, помещенный в вольер с удавом, не растерялся , а спрятался за кучей камней.
15. Её глаза попеременно выражали разные чувства: и радость, и гнев, и печаль, и сочувствие.
16. Повесть, написанная этим писателем, рассказывает о двух важных событиях в жизни нашего города.
17. Нужно уделить большое внимание повышению производительности труда как в лёгкой, так и в тяжёлой промышленности.
18. Распечатав письмо, полученное утром, я улыбнулся.
19. Увлеченный игрой мальчик не заметил автомобиля, мчавшегося на большой скорости.
20. Я купила себе не только две красивых сумки, но и оригинальный пояс.
21. Завершая своё выступление, я хотел бы ещё заострить внимание на одном вопросе.
22. Новая завуч Лидия Петровна, ознакомившись с результатами экзаменов, выступила на педсовете.
23. Дует сильный, всё сметающий на своем пути, ветер.
24. Завершая изучение темы, учащиеся должны ознакомиться с этим правилом и запомнить его.
25. В романе показана не только нелёгкая судьба этого человека, но и хорошо описана историческая эпоха, наложившая отпечаток на его мировоззрение.
26. Вопреки запрещению бабушки, мальчики съели две большие шоколадки и все пряники.
27. Глядя на картину, сверкающую яркими красками, становишься весёлым и бодрым.
28. Только три старых друга пришли ко мне на день рождения.
29. Посмотрев в окно, он остановил взгляд на раскачивающемся от ветра листке.
30. Описывая красоту русской природы, писатель переполнен чувством любви к родной земле.