12. Вначале выпишите предложения, где союзы связывают однородные чле-
ны, затем – сложные предложения. Подчеркните грамматические осно-
вы. Охарактеризуйте союзы по составу.
1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся.
(М. Горький) 2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в
сырую траву. (К. Паустовский) 3) Мы принялись бегать по закрайку
самого берега, и всё выходило отлично, несмотря на то что кое-где
лёд ломался и выступала вода. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Я понял, что
нахожусь в парке, возле своего дома. (О.Ахмедов) 5) Незнакомец был
невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов) 6) Если за день ничему не
научишься, значит, весь день шёл назад. (Пословица) 7) Или бури завы-
ваньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего ве-
ретена? (А. Пушкин) 8) Все мы должны любить своё отечество, потому
что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А. Толстой).
1 Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).
Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора.
дальше сам нечего не понела
1. (Не, ни) раба, (не, ни) повелителя дружбе (не, ни) надо.
2. (Не, ни) что, как труд, (не, ни) облагораживает человека.
3. Летите, голуби, летите, для вас (не, ни) где преграды нет, несите, голуби, несите, народам мира наш привет.
4. Как (не,ни) трудно, как (не, ни) худо, (не, ни) сдавай, вперёд гляди.
Задание №2:
Сравните сочетания частиц не и ни со словом раз и их значения. Придумайте и запишите по два предложения с каждым из этих сочетаний.
Не раз (=много раз) Ни разу (=никогда).