13. укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой. а) ветер словно спортсмену, чтобы прыгнуть подальше. б) работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к дипломным работам. в) мы были на экскурсии в бородине и можайске. г) на станции «театральная» вам нужно перейти на другую линию. 14. укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок. а) справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления. б) очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками согреться. в) современными автомобилями гораздо легче, нежели чем автомобилями, выпущенными в 20-х – 30-х годах века. г) у более половины горожан есть дачные участки. 15. укажите возможный (грамматически правильный) вариант для пропущенной части фразы: в шахматах, как и в жизни, лишь осознав свои ошибки и недостатки. успех может быть достигнут, успех достигается, можно достичь успеха, достижение успеха возможно, 16. укажите предложение с пунктуационной ошибкой. а) в комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь. б) пойманную рыбу положили в заполненное водой углубление в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело рыбы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе. в) шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь. г) изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание. 17. укажите предложение с пунктуационной ошибкой. а) есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим. б) полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня. в) песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли. г) в какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте. 18. в каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом? а) люди, которые жили 20 000 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня. б) было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде. в) грядущая третья технологическая революция, которая изменит саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека. г) аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности земли. 19. выберите грамматически правильное продолжение предложения: доехав до конечной станции,… а) там нас ждала машина. в) останется километра два. б) нужно пересесть на автобус. г) дальше путь лежал по реке. 20. укажите предложение без грамматических и речевых ошибок: а) школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускников. б) школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников. в) газета «колокол» пользовалась большим влиянием на общество. г) газета «колокол» оказывала большое влияние на общество.