13. укажите вид причастия в предложении много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на приближающемся берегу признаки человеческой жизни. a) краткая форма страдательного причастия. b) действительное причастие времени. c) страдательное причастие настоящего времени. d)
страдательное причастие времени. e) действительное причастие настоящего времени.14. правильно употреблено деепричастие в предложении: a) раскрыв газету, она оказалась интересной. b) играя в шахматы, развиваются мыслительные читая книгу, не увлекайтесь только сюжетом. d)
просматривая журнал, иногда делаются заметки на полях. e) нарушив правила безопасности, рискуя своим здоровьем.15. укажите ряд наречий, образованных суффиксальным кое-где, никогда. b) недружелюбно, необыкновенно. c) мало-, еле-еле. d) беспечно, серьёзно. e) по-товарищески, направо.16.
непроизводный предлог a) выдержке b) путем серьезного доказательства c) поперек комнаты d) ввиду непогоды e) через все невзгоды17. связь примыкание в словосочетаниях a) небесных сводов, наши бабушки b) когда-то певали, напев души c) мало знаем, печаль воспоминаний d) груда яблок, братский зов e)
слишком стар, чуть заметно18. укажите, каким членом предложения является выделенное слово. издавна мудрые искали забытых истин следы. a) обстоятельство. b) сказуемое. c) дополнение. d) определение. e) подлежащее.19. предложение с однородными определениями (знаки не расставлены): a) мы
видели камень в том прекрасном когда красота ценилась дороже денег и ею измерялись богатства. b) деревья покрытые снежным покровом стоят чуть-чуть покачиваясь под снежным покрывалом. c) константин георгиевич вёл в деревне неспокойную но лёгкую и свободную жизнь. d) встревоженный отдалённым
гулом реки охотник остановился. e) после первой весенней прогулки мальчик пролежал несколько дней в бреду.20. однозначные слова a) лавр, папирус, линейка b) автомат, грамота, журавль c) аккорд, вокалист, декламатор d) лучина, праздник, ручка e) календарь, караван, . предложение, где следует
поставить запятую: a) остановившийся над головами месяц показывал полночь. b) сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу берез и тополей засверкали огненные искры. c) изумленная не менее их она немного очнулась и подошла к ним. d) тайга стояла безмолвная и полная тайны. e)
вернувшиеся из отпуска хорошо отдохнули.22. предложение, в котором запятая перед союзом и не ставится (знаки не расставлены): a) зло перестанет господствовать и человек станет человеку самым близким другом и братом. b) в сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. c) и сраженный
наповал он то падал то вставал. d) ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простора нет. e) вихрастый он садится на скамью.23. укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места. a) если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. b) там, где ранее было устье реки,
тропа взбирается на гору. c) надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. d) дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. e) когда слух привык к тишине, я начал различать ворчание воды в подземных пещерах.24. тире в бессоюзном сложном предложении: a) воздух
как-то особенно прозрачен вдали ложится мягкий пар. b) колосья тихо бьют по лицу васильки цепляются за ноги. c) костров нельзя было разводить мы легли сразу после сухого ужина. d) я говорил себе ни счастья ни покоя не найти мне в этой жизни. e) я поднял глаза на крыше стояла девушка.25. количество
пропущенных знаков препинания в предложении наполеон не мог остановить того дела которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависимым от него и дело это ему в первый раз представлялось ненужным и ужасным. a) 1 b) 5 c) 2 d) 4 e)3
Он - подлежащее
Подошёл - сказуемое
К Анне Павловне - обстоятельство
Поцеловал - сказуемое
Её - определение
Руку - дополнение
Подставив ей свою надушенную и сияющую лысину - обстоятельство (все слова)
И - союз, членом предложения не является
Покойно - обстоятельство
Уселся - сказуемое
На диване - обстоятельство
2. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержалрукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой. (Гоголь, "Мёртвые души")
Молодой - определение
Человек - подлежащее
Оборотился - сказуемое
Назад - обстоятельство
Посмотрел - сказуемое
Экипаж - дополнение
Придержал - сказуемое
Рукою - дополнение
Картуз - дополнение
Чуть не слетевший от ветра - определение (все слова)
И - союз
Пошёл - сказуемое
Своей - определение
Дорогой - обстоятельство
3. Этажерка с книгами, поверхность стола, постель — всё носило на себе свежие следы обыска. (Чехов, "Переполох")
Этажёрка - подлежазее
С книгами - определение
Поверхность - подлежащее
Стола - определение
Постель - подлежащее
Всё - подлежащее
Носило - сказуемое
На себе - обстоятельство
Свежие -определение
Следы - дополнение
Обыска - определение
4. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. (Пушкин, "Сказка о золотой рыбке")
Ничего - дополнение
Не сказала - сказуемое
Рыбка - подлежащее
Лишь - частица, членом предложения не является
Хвостом - дополнение
По воде - обстоятельство
Плеснула - сказуемое
И - союз
Ушла - сказуемое
В море - обстоятельство
Глубокое - определение
5. Поэт или бросит писать, или подойдет к стихам как к делу, требующему большего труда. (Маяковский, "Как делать стихи")
Поэт - подлежащее
Или - союз
Бросит писать - сказуемое
Подойдёт - сказуемое
К стихам - дополнение
Как к делу - обстоятельство
Требующему большего труда - причастие
лингвист с.и. ожегов писал: «высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». это значит, что способность правильно говорить и писать напрямую связана с умением излагать мысли, подбирая подходящие для конкретной ситуации выразительные средства языка.
обратимся к тексту а. алексина. в предложении 6 используется книжное слово «предрекали», которое в данном случае звучит иронично. ведь речь идёт об отношениях обычных девочек.
а предложение 8 представляет собой риторический вопрос. это синтаксическое средство выразительности употребляется здесь для того, чтобы лучше передать мысль рассказчика и привлечь к ней внимание читателя. на мой взгляд, повествовательное предложение не выполнило бы эту функцию в полной мере.
таким образом, с.и. ожегов прав: подлинная культура речи заключается в умении излагать мысли не только точно, но и доходчиво, используя уместные в определённой ситуации языковые средства.