14. 1) Прочитайте отрывок из эссе, озаглавьте текст. Проанализи- руйте употребление знака тире в этом тексте: что оно разделяет в каждом части предложений или члены предложения случае (1) Море изменчиво по сути своей. (2) В зависимости от того, от- 2 куда смотреть на него, под каким углом и в какое время дня, вы увидите разные моря. (3) Солнце ходит по кругу за морем на Юге, солнце ходит по кругу перед морем на Севере. (4) Человек оказывается в фокусе этого кружения. (5) На Юге вы видите море как линзу°, что преломляет солнце сквозь всю свою глубину, на севере лучи солнца светят у вас Из-за спины и уходят в море и за море, почти не отражаясь, оставляя мо- в море сбоку и слегка подсвечивает. (7) Море открыто перед вами, ре опалово-серым. (6) Лишь утром и вечером солнце заглядывает и замкнуто на Севере. (8) Северное море хра- 3 распахнуто на Юге нит тайну — но оно и более живо: в Черном море остался с десяток видов животных, в северных морях видов неизмеримо больше. (9) Море Севера не собирается открывать свои тайны, и холод тоже защиты сокрытия глубин. (10) Насколько эта защита эффективна?4 (11) Люди здесь издавна не могли так на вредить природе, как на Юге. (12) В равновесии природы и человека северянам не позволено быть столь самонадеянными” и беспечными. как южанам. (13) На Севере море не для нас оно для себя, и по- пользоваться им так легко не удастся... (Ю. Нечипоренко) 2) Найдите простые предложения, выпишите из них грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены, определите тип сказу- емого. его 3) Выпишите предложения, в которых части, связанные бессоюзной связью, выражают сопоставительно-противительное значение. Подчерк ните грамматические основы.
меня предал родной человек,меня предал лучший друг. такие высказывания мы слышим довольно часто. чаще всего те, в кого мы вложили душу. чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. в таких ситуациях вспоминается высказывание гюго: " я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга". многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. но не может проснуться то, чего у предателя нет. предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает их бесконечно много. предательство разрушает достоинство человека. жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.
Родина, любовь к ней, ощущение патриотизма. эти понятия наполняются для меня смыслом не в связи с безбрежием наших степей, красотой гор, синевой рек и морей, не в связи с идиллической красотой родной природы. смыслом понятия родина наполняется, когда я читаю, слушаю, думаю о ее людях, которые создавали долгие столетия и что сейчас украины. это политики, государственные и общественные деятели, писатели и поэты, актеры и музыканты, великие ученые и спортсмены, но главное - это труженики полей, заводов, шахт. народ украины, пережив немало трудных периодов в своей , не потерял, мне кажется, главного - веры в свои силы. большая мудрость народа вселилась в его самоиронии, в умении беззлобно посмеяться над собой, соседом, друзьями. еще - в умении терпеть, в вечном стремлении мирно решать споры, конфликты, не впутываться в бессмысленные войны, когда есть важные дела: растить хлеб и детей, строить новый дом и давать детям, которые подросли, образование, сводить храмы и петь хвалу всевышнему за каждый дарованный день жизни. эта мудрость народа разрешила украине, одной из немногих стран бывшего союза, избежать кровавых боев типа грузино-абхазского конфликта или чеченской войны. а поводов для возникновения «горячих точек» и у нас было немало. здесь главное - народ, его менталитет. украинцы по своей глубинной сути народ мирный, осевший, такой, что любит свою землю, свою , своих героев. и именем этой любви готов терпеливо решать все вопросы мирным путем. если, конечно, не начнется открытая агрессия. я горжусь, что принадлежу к великому украинскому народу, горжусь своей родиной, главное богатство которой - ее люди.