14. Назовите определительные местоимения: А) мой, твой, наш
B) этот, таков, тот
С) никто, никакой, ничей
Д) какой-нибудь, кто-либо, чей-нибудь
E) сам, иной, любой
15. Укажите предложение, в котором нет однородных членов (знаки
препинання пропущены)
А) В полях в лесах в саду в бору творятся чудеса.
B) Жужжание песня трескотня со всех сторон неслись и утопали в
сиянии голубого дня.
С) Незаметно девочки оказались на берегу пруда.
Д) В зале лежали ароматные ягоды клубника малина смородина.
Е) Все вокруг радовалось, наступлению весны и люди и звери и
насекомые и травы.
16. Отметьте предложение с обращением (знаки препинания
пропущены)
А) Песни мудрой и прекрасной Карашаш облетели степи.
B) Карашаш стройна и величава.
C) Мама мне разрешила пойти на каток.
Д) Мама разреши мне пойти на каток.
E) Школьники организовали читательскую конференцию.
17. Определите образования слова отход
А) приставочный
В) бессуфиксный
C) сложение основ
Д) суффиксальный
E) приставочно-суффиксальный
18. Обозначьте сложное предложение (знаки препинания пропущены)
A) Стремительным и грозным было вступление к новой песне.
В) Тихо переговариваются джигиты.
C) Спокойная задушевная песння рождается в теплой ночи.
Д) Цветут ромашки на лугу в траве краснеет мак.
E) Школьники обнесли родничок оградой и поставили рядом скамейку.
19. Назовите наречия-антонимы:
А) красивый - уродливый
В) красиво - уродливо
С) красота - уродство
Д) красивый - симпатичный
E) собрал - раскидал
В языкознании уже давно утвердилось положение: язык – это система знаков, код; речь – это индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего. Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.
За время наших встреч мы уже неоднократно упоминали имя выдающегося мыслителя, ученого В. фон Гумбольдта. И вновь мы начинаем разговор о языке со слов этого языковеда: «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное», поэтому язык «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс» (1989, с. 90).
Но наиболее четко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений» (Кацнельсон 2002, с. 95).
Язык в понимании Соссюра – это совокупность «означаемых» и «означающих», реализация которых в речевой цепи и составляет сущность речи, а речь – это процесс выражения мысли средствами языка, реализация языковой потенции. Характерное свойство речи – свобода комбинаций (1977).
Проблема соотношения языка и речи в дальнейшем развивалась в трудах выдающихся языковедов (А. Сеше, Л. Ельмслева, Г. Гийома, А.И. Смирницкого, Л.В. Щербы, Есперсена Брюно, Звегинцева, Кацнельсона, Мещанинова и др.).
Но вплоть до середины 60-х годов XX века языкознание преимущественно было сосредоточено на изучении языковой системы. Начиная с указанного периода, центр исследований стал смещаться в сторону речевой деятельности, анализа процессов говорения и понимания, построения высказываний, связанных текстов, дискурса.