14. Определите слитное и раздельное написание.
1) В…продолжение всего вечера шел дождь; 2) в…следствие болезни; 3) и завтра то…же, что вчера; 4) в…течение шести лет.
15. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.
1) Когда…нибудь встретимся; 2) когда…то давно; 3) не…нужно; 4) идти не…торопясь.
П у н к т у а ц и я
16. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.
1. Музыка…это язык души, это в звуках выраженная мысль. 2. Зимний лес…словно сказка. 3. Лучший сохранить друга…не предавать его. 4. Основа богатства Урала…железные руды.
17. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.
1. Насвистывал…то громко…то тихо. 2. Ни столба, ни стога, ни забора…ничего не было видно. 3. Когда-то на острове…как белых…так и голубых песцов было великое множество. 4. Погибший день, ты был ничтожен…и пуст…и мелочно тревожен.
18. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.
1. Звенящие на ветру…стебли высохших трав покрывают дикую степь. 2. Закон… живущий в нас…называется совестью. 3.Река горела внизу…озаренная солнцем. 4. Опрятней модного паркета блистает речка…льдом одета.
19. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.
1. Федотов…замечательный художник-реалист…был зачинателем критического направления в русской живописи. 2. Офицер…товарищ Тушина…был убит в начале дела. 3. Спят лайнеры…скитальцы океана. 4. Мороз…великий владыка северной пустыни…сжимает воздух.
20. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.
1. Мы…сломя голову…неслись по ухабам и выбоинам. 2. Метель кружит…засыпая глубоким снегом берег. 3. Мы долго стояли и глядели, как…выбегая из-под тёмного полога льда…вода встречалась с солнцем. 4. Волны…набегая с грозным шумом на берег…и…откатываясь назад…предвещали шторм.
21. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.
1. К счастью…в стороне блеснул свет и мне выйти на дорогу. 2. По словам Циолковского…будущим людям понадобятся все виды знания. 3. Однако…пора сказать несколько слов о том месте, куда мы приехали. 4. Некоторые газы…например…водород и гелий…легче воздуха.
22. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочинённых предложениях.
1. Сидел рыбак весёлый на берегу реки…и перед ним по ветру качались тростники. 2. Мороза не было…и уже таяло на крышах. 3. Дни установились хорошие…и вес повеселело и ожило. 4. Ночью шёл дождь…да порывами был сырой, принизывающий ветер.
23. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчинённых предложениях.
1. Я поспешил потому что ехал по весьма важному делу…и сел в кибитку.
2. По мере того…как поднималось солнце…день теплел и веселел.
3. Я узнал…что нужны рисовальщики…и предложил свои услуги.
4. На пути нам встречались горные ручьи и глубокие овраги….на дне которых лежал еще снег.
24. Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
1. В страду одна забота…не стала бы работа.
2. Ещё выстрел…кучер выронил вожжи и тихо сполз под колёса.
3. Дожди перестали…поля высохли.
4. В счастье дружбой пользуются…в беде проверяют.
25. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом как.
1. Гений живет в народе…как искра в кремне.
2. Утром на полях одуванчик…как живое золото.
3. Каждый день предстаёт предо мною…как праздник нежданный.
Не видал я... как юность стороной, как легла на виске седина.
---О чем речь? Чтение для меня все: я познаю многое через книги.
---По моему мнению, лучше посмотреть фильм или сериал в интернете или по телевизору.
Я не согласен с тобой. Когда смотришь фильм на экране, ты наблюдаешь события со стороны, а когда ты читаешь, ты сам (сама) являешься героем.
---Но зато можно сэкономить время.
---Время- да. Дело в том , что на экране трудно передать все чувства , эмоции и переживания героев , а в книге автор посредством слов и образов даёт читателю прочувствовать всё, что он хочет сказать.
---Да, ты убедил меня, что книга лучший друг.
Не только друг, но и источник знаний.
Так что, читать полезно. Ты будешь не только всесторонне развитой, но и грамотной за полезный совет. Буду читать.
2) В нашем лесу обитают разные звери: волки, лисы, кабаны.
3) В последнем прогнозе погоды предупреждали о возможных природных катаклизмах: метели, сильном тумане, урагане.
2. 1) Живая, неживая природа - всё это необходимо для нормальной жизни людей и нашей планеты в целом.
2) Синий, красный - некоторые из основных цветов, из которых можно получить другие, дополнительные цвета.
3) Снег, сильный холодный ветер - явления, необходимые для начала настоящей зимы.
3. 1) Всё в лесу: деревья, трава, животные - замерло, предчувствуя близкую грозу.
2) Разные вещи: приятные, неприятные, совсем уж неприятные - пришлось мне повидать.
3) Ничего хорошего: ветер, снег, ливень - обещал нам прогноз погоды.