15. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток
энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
Работа с текстом
(1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. (2)
(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой. (4)
(3) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек-2003
(4) в сегодняшнем городе. (5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)
(5) Высокие тяжелые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренек, видимо
(6) распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение!
(7) (9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает ее за собой, и она успевает
(8) хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем,
(9) но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела. (11) По эскалатору мы спускаемся
(10) зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева.
(11) (13) Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими
(12) «как надо» и «как не надо». (14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16)
(13) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудреная: сначала пассажиры выходят,
(14) затем — входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)
(15) Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого
(16) выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей
(17) не плавно, а както судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя
(18) простокваша. (21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем.
(19) (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины,
(20) то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные,
(21) занимающиеся, видимо, спортом опередить и зазевавшегося мужчину.
(22) ) (24
(23) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно
(24) говорить о воспитанности? (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах,
(25) в условиях, далеких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему,
(26) именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспитанность в наши дни — это прежде
(27) всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим.
(28) (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным,
(29) терпеливым и предупредительным должен ты быть. (По З. Паперному*)