15. Выберите правильные утверждения.
1. Союзы связывают однородные члены предложения.
2. Союзы выражают зависимость одного слова от другого в словосочетании.
3. Союзы соединяют предложения в составе бессоюзного сложного предложения.
4. Союзы указывают на предметы, признаки, действия.
5. Союзы соединяют предложения в составе сложносочинённого.
6. Союзы вносят оттенки значения в предложение.
А) 1, 4;
В) 2, 3;
С) 1, 5;
D) 1, 6;
Е) 5, 6.
19. Укажите предложения с противительными союзами.
1. Умён, пригож, да на дело не гож.
2. Ученье да труд к славе ведут.
3. Мал цветок, зато красив.
4. Войска всё шли и шли, хотя спустилась ночь.
А) 1, 4;
В) 2, 4;
С) 3, 4;
D) 2, 3;
Е) 1, 3.
20. Укажите предложения, в которых есть формообразующие частицы.
1. Пусть всегда будет солнце!
2. Были бы у ёлочки ножки…
3. Разве я в чём-нибудь виноват?
4. Даже я смог решить эту задачу.
5. Я не могу тебе раскрыть тайну.
6. Неужели он не придет!
А) 1, 4;
В) 1, 2;
С) 3, 5;
D) 5, 6;
Е) 3, 6.
21. Укажите предложения, в которых есть модальные частицы.
1. Давай поговорим, что-нибудь придумаем.
2. Если был бы я девчонкой, я бы время не терял.
3. В деревне не было ни собак, ни кур.
4. Взошли толпой, не поклонясь, икон не замечая, за стол садятся не молясь и шапок не снимая.
5. Враги! Давно ли друг от друга их жажда крови отвела?
6. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек.
А) 1, 2;
В) 5, 6;
С) 2, 3;
D) 4, 5;
Е) 3, 4.
22. Укажите предложения с производными предлогами.
1. В следствие по делу о пожаре подключилось много людей.
2. На счет банка поступали деньги.
3. Вследствие засухи река обмелела.
4. Ввиду экзамена прогулки прекратились.
5. В продолжение недели будет осыпаться листва.
6. В течении реки Кубани много водоворотов.
А) 3, 4, 5;
В) 1, 2, 3;
С) 2, 3, 4;
D) 4, 5, 6;
Е) 2, 4, 6.
23. Укажите предложения, в которых нет производных предлогов.
1. (В)течени… дня мама не разговаривала со мной.
2. (В)следстви… по уголовному делу появились новые материалы.
3. Ученые изучают Арктику (в)продолжени… нескольких десятилетий.
4. Дунай в нижнем течени… замерзает зимой почти на полтора месяца.
5. (В)следстви… оледенения самолет начал терять высоту.
А) 2, 4;
В) 1, 2;
С) 3, 4;
D) 4, 5;
Е) 1, 3.
24. Укажите вариант, в котором производный предлог пишется слитно.
А) А (в)продолжени_ романа пойдет рассказ о дальних странах, где (в)продолжени_ трех лет скитался сосланный поэт.
В) (В) течени года было много солнечных дней.
С) (В) течени_ часа необходимо решить контрольную работу.
D) (В) продолжени_ многих веков происходили изменения (в) течени_ рек.
Е) (В)следстви_ оледенения самолет начал терять высоту.
25. Укажите вариант, в котором представлены только служебные части речи.
А) Уж, лишь, однако, настежь
В) Ура, что, бы, могуч
С) Либо, неужели, в течение, завтра
D) Как, потому что, пусть, вследствие
Е) Ах, но, ли, затом
ну части речи ты определила правильно
сын
I.существительное;общее грамматическое значение-предмет
II.1.сын
2.а)нарицательное
б)одушевлённое
в)м.р.
г)2склонение
3.а)ед.ч.
б)им.п.
III.подлежащее
в единый
I.прилагательное;общее грамматическое значение-признак предмета
II.1.единый
2.качественное
3.а)-
б)полная форма
в)м.р.
г)ед.ч.
д)в.п.
III.определительное
думать
I.глагол;общее грамматическое значение-действие
II.1.думать
2.а)несовершенный вид
б)непереходный
в)невозвратный
г)Iспр.
3.а)изъявительное
б)настоящее время
в)-
г)-
III.сказуемое
почерневшие
I.причастие;обозначает признак предмета по действию
II.1.почерневший
2.образовано от глагола почернеть,суффикс причастия -вш-
3.а)действительное
б)совершенный вид
в время
г)невозвратное
4.а)полная форма
б)мн.ч.
в)-
г)им.п.
III.определение
ища
I.деепричастие;обозначает добавочное действие:(как?) ища
II.1.образовано от глагола искать;суффикс деепричастия -а-
2.несовершенный вид
III.обстоятельство
его,личное местоимение
I.местоимение;указывает на предмет
II.1.он
2.личное
3.а)м.р.
б)ед.ч.
в)-
III.дополнение
его,притяжательное местоимение
I.местоимение;указывает на предмет
II.1.его
2.притяжательное
3.а)м.р.
б)ед.ч.
в)-
III.определение
Известный лингвист Г. Степанов говорил о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Это утверждение совершенно справедливо.
В начале текста есть слова Танечка и ребятишки. Они содержат в своем составе уменьшительно-ласкательные суффиксы -ечк- и -ишк-. Два эти слова позволяют понять ванутреннее состояние героини. Мы чувствуем, что она любит девочку и ласково, добро относится к детям, которые ее посетили.
Градация " разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел" показывает ,что происходит в душе взволнованной женщины.
Итак, мы убедились, что известный лингвист прав: "Словарь языка свидетельствует ,о чем думают люди, а грамматика- как они думают".