150. І. Прочитайте ремарку к первому действию пьесы Самуила Маршака «Двенад- цать месяцев». Какие предложения использует автор для описания места действия?
Определите роль назывных, безличных и двусоставных предложений в описании
обстановки действия.
Зимний лес. Укромная п..лянка. Н..кем (не) потревожен, нный снег
лежит в..лнистыми сугробами, покрывает дерев..я пуш..стыми шапка-
ми. Очень тихо. Н..сколько мгновений на сцене пусто, даже как будто
мёртво. Потом солнеч(?)ный луч проб..гает по снегу и освещает белёсо-
серую Волч..ю голову, выглянувшую из чащ.., Ворону на сосне, Белку,
пр..мостившуюся в развалине ветвей у дупла. Слышит(?)ся шорох,
хлопан..е крыл..ев, хруст сухого дерева. Лес оживает.
II. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. В предло-
жениях подчеркните главные и второстепенные члены.
II. Выделенные слова разберите по составу.
IV. Причастные обороты подчеркните как члены предложения, объясните постановку
или непостановку знаков препинания.
На протяжении всей жизни человек стоит перед выбором: в детстве мы выбираем любимого друга, в юности – жизненный идеал, а, повзрослев, – выбираем жизненный путь и профессию. Когда необходимого опыта недостает, мы обращаемся за советом к книгам, видя в них мудрого наставника.
«Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми времен» - считал Рене Декарт.
Любимому книжному герою хочется подражать, хорошую книгу перечитываешь по нескольку раз, ищешь в ней ответы на сложные вопросы. Когда читаешь, обязательно отмечаешь про себя: «Как верно!», «Как красиво!», «Вот, оказывается, что может произойти…». Обычно, при чтении, невольно «примеряешь» на себя роль полюбившегося героя, сравниваешь себя с ним.
Большое впечатление на меня произвела книга Елены Ильиной «Четвертая высота». Главная героиня повести Гуля Королева прожила короткую, но яркую жизнь. Еще в детстве эта девочка отличалась большой целеустремленностью: она ставила перед собой определенные задачи, а потом, упорным трудом, достигала их. Эти цели она называла высотами. В детстве и юности Гуля преодолела три важных для себя высоты.
После гибели мужа, она ушла на фронт, по зову сердца, ради будущего своего сына. Ценой собственной жизни, ей удалось взять последнюю четвертую высоту – холм у небольшого городка, за который Гуля сражалась вместе со своим полком.
Меня поразило умение этой девочки ставить перед собой серьезные и трудные цели, и, во что бы то ни стало, достигать их. Самая главна высота стоила ей жизни, но она проявила неженский героизм и мужество.
Как многому может научить хорошая и добрая книга. Ведь книги знают больше самого образованного человека. Кроме того, они ничего не могут забыть или перепутать.
Книге можно задавать любые вопросы и получать на них мудрые ответы.
Хотя кто-то может сказать, что сейчас на смену книгам пришли художественные фильмы, и можно предпочесть чтению их просмотр. Но между ними есть большая разница: фильм обращается к глазам зрителя, часто используя современные спецэффекты, а книга, по-прежнему, обращена к нашим чувствам, к нашему сердцу.
Книга – друг щедрый. Чем больше времени отдаешь чтению, тем больше получаешь взамен.
Схема как делать, надо самим всё-таки науичиться.)
I. Часть речи. Общее грамотическое значение (предмет).
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма ( именительный падеж, единственное число).
2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, средний, женский, общий);
г) склонение (1-ое, 2-ое, 3-е, разносклоняемое, несклоняемое).
3. Непостоянные признаки:
а) число;
б) падеж.
III. Синтаксическая роль.
Нарицательные имена существительные называют однородные предметы или явления. Например: художник.
Собственные имена существительные обозначают единичные предметы из ряда подобных. Например не вообще художник, а художник Айзовский и т.д.